Закупка по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика услуг по организации культурных мероприятий и служебных командировок
Одним из случаев закупки у единственного контрагента является п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. На основании данной нормы заказчик вправе без проведения конкурентных процедур заключить контракт на оказание услуг, связанных, в частности, с направлением работника в служебную командировку. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.
При этом на основании названной нормы не могут быть приобретены услуги, прямо в ней не указанные. Например, услуги по бронированию и доставке авиа- и железнодорожных билетов, бронированию гостиниц.
Не во всех случаях оплата заказчиком названных выше услуг осуществляется с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупка - это совокупность действий, осуществляемых в установленном этим Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В данном случае (поскольку размещение заказчиком в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки не предусмотрено) закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. При этом сторонами контракта являются поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, закупкой на основании п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ является только такое приобретение перечисленных в этой норме услуг, которое осуществляется непосредственно заказчиком, но не работником. Иными словами, в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, должен заключаться только такой договор на оказание рассматриваемых услуг, стороной которого является заказчик, а не работник.
Возмещение работнику перечисленных в ст. 168 ТК РФ и произведенных от имени работника, но за счет денежных средств работодателя расходов, связанных с направлением работника в командировку (по проезду, по найму жилого помещения, суточных, а также иных, произведенных с разрешения или ведома работодателя), производится в соответствии с нормами трудового законодательства, положениями коллективных договоров или локальных нормативных актов и положениями Закона N 44-ФЗ не регулируется.
Аналогичная точка зрения изложена в п. 1 письма Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043, а также в п. 29 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889.
Если услуги, предусмотренные п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, приобретаются непосредственно заказчиком, т. е. являются закупкой и подпадают под действие Закона N 44-ФЗ, следует учитывать, что реализацией таких услуг могут заниматься как непосредственно лица, их оказывающие, так и посредники (например, продажу железнодорожных билетов может осуществлять как перевозчик, так и транспортный агент). При этом ни Минэкономразвития России, ни ФАС России не высказали до настоящего времени свою точку зрения о возможности приобретения заказчиком услуг на основании п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ у посредников. Отметим, что по мнению Минфина России, изложенному в письме от 31.07.2014 N 02-02-04/37921, названная норма позволяет осуществить приобретение билетов у организации-посредника.
Аналогичная п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ норма содержалась и в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (п. 26 ч. 2 ст. 55 этого Закона). При этом Минэкономразвития России неоднократно разъясняло, что заказчик может заключить контракт на оказание услуг, связанных с направлением работников в служебные командировки, с единственным поставщиком, то есть с любым юридическим или физическим лицом, которое способно оказать требуемые услуги (см. письма Минэкономразвития России от 02.03.2010 N Д22-209, от 06.08.2010 N Д22-1338). В разъяснениях ФАС России от 04.02.2011 прямо указано, что заказчик вправе заключить контракт на оказание услуг по транспортному обслуживанию и обеспечению питания при направлении работника в служебную командировку только с организациями, которые непосредственно предоставляют данные услуги.
Полагаем, что та же самая логика может быть применена и в отношении осуществления закупок по п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, услуги на основании указанного пункта должны приобретаться заказчиком непосредственно у лиц, их оказывающих, но не у посредников. Приобретение проездных документов у иных лиц, действующих на основании посреднических (агентских и т.п.) договоров, как нам представляется, следует осуществлять либо на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (для некоторых категорий заказчиков - на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) с учетом соответствующих ограничений, либо с использованием конкурентных способов закупки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах