Закупка у единственного поставщика произведений литературы и искусства
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить у единственного контрагента закупку произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы.
При определении условий применения названной нормы необходимо учитывать следующее.
Во-первых, все перечисленные в п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ объекты закупки являются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (см. п. 1 ст. 1225 ГК РФ). В отличие от иного имущества, результаты интеллектуальной деятельности не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому могут только права на эти объекты, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты (п. 4 ст. 129 ГК РФ). Следовательно, в п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ речь идет о приобретении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности способами, предусмотренными в п. 1 ст. 1233 ГК РФ, а именно путем заключения:
- договора об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ);
- лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ).
При этом следует учитывать, что приобретение экземпляров, то есть материальных носителей произведений, фонограмм не является приобретением прав на них (ст. 1227, п. 1 ст. 1268 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ не содержит положений, обязывающих передавать при заключении названных договоров не только право использования результата интеллектуальной деятельности, но и экземпляр такого результата. Поэтому такую обязанность необходимо включить в контракт.
Во-вторых, на основании п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможна закупка только тех результатов интеллектуальной деятельности, которые прямо в ней указаны, а именно:
- произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката);
- исполнений конкретных исполнителей;
- фонограмм конкретных изготовителей.
Отметим, что в письме Минэкономразвития России от 09.12.2011 N Д28-674, касающемся положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 94-ФЗ), высказывается мнение, что если единственному лицу принадлежат исключительные права на прокат кинофильма, то при приобретении копии готового фильма в целях проката размещение заказа для государственных и муниципальных нужд может осуществляться в соответствии с п. 18 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. Там же указывается, что кинопроектом в силу ст. 3 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" является комплект документов, на основании которых принимается решение о государственном финансировании производства национального фильма.
В-третьих, на основании рассматриваемого пункта по общему правилу может быть произведена закупка уже существующих, созданных до заключения контракта результатов интеллектуальной деятельности. Аналогичная позиция высказана представителями Минэкономразвития России в письме от 16.06.2010 N Д22-866, которое разъясняет положения п. 18 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, который в этой части аналогичен п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Полагаем, что эта позиция остается актуальной, поскольку исключительное право на объект интеллектуальной собственности, а тем более - исключительное право использования на основании лицензионного договора, возможно только с момента создания таких объектов, а в случае произведения литературы и искусства - и его обнародования (п. 3 ст. 1228, п. 1 ст. 1256 ГК РФ). Исключение составляет исполнение, поскольку оно по определению существует только во время его создания (ст. 1313 ГК РФ), его запись - звуковая или аудиовизуальная - является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности - фонограммой или аудиовизуальным произведением соответственно (пп. 4 п .1 ст. 1244, п. 1 ст. 1259, ст. 1263, ст. 1322 ГК РФ). Однако именно в силу этого исключительное право на любое конкретное исполнение априори принадлежит конкретному физическому лицу - исполнителю, и договор на его приобретение может быть заключен только с этим лицом.
В-четвертых, осуществить закупку на основании п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможно:
1) с автором (п. 3 ст. 1228 ГК РФ), его правопреемниками или правообладателями по иным основаниям, предусмотренным законом (ст. 1241 ГК РФ) или договором об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ). Осуществить закупку у этих лиц возможно, если они не заключали с третьими лицами договоров о предоставлении исключительной лицензии (пп. 2 п. 1 ст. 1236 ГК РФ);
2) с лицензиатом по договору о предоставлении исключительной лицензии. Осуществление на основании п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупки у лица, которое использует результат интеллектуальной деятельности на основании простой (неисключительной) лицензии (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ), неправомерно.
В связи с этим следует учитывать, что исключительное право действует в течение определенного срока (ст. 1230 ГК РФ). В частности, на произведение исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора, на фонограмму - в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. Соответственно, права на произведения, фонограммы, срок действия исключительного права на которые истек, не могут быть быть приобретены на основании п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах