Закупка у единственного поставщика услуг по авторскому контролю, надзору по Закону N 44-ФЗ
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ авторами проектов.
Для правильного определения оснований применения указанной нормы необходимо учитывать следующее.
Понятия "авторский надзор" и "авторский контроль" употребляются в п. 2 ст. 1294 ГК РФ, согласно которому автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. При этом автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы, отказ от этих прав ничтожен (п. 2 ст. 1228 ГК РФ).
Таким образом, исходя из норм Гражданского кодекса РФ, авторский контроль за разработкой документации для строительства и авторский надзор за реализацией соответствующего проекта может осуществлять только автор проекта - физическое лицо.
Вместе с тем на практике термин "авторский надзор" используется чаще в значении, определенном в п. 3.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений" (далее - Свод правил), утвержденного постановлением Госстроя России от 10.06.1999 N 44, согласно которому это один из видов услуг, которые могут оказываться не только автором проекта, но и другими разработчиками проектной документации (физическими и юридическими лицами), по надзору за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. В этом значении "авторский надзор" следует рассматривать как часть предусмотренного ст. 53 Градостроительного кодекса РФ (далее также - ГрК РФ) "строительного контроля" - деятельности лица, осуществляющего строительство, либо застройщика, либо технического заказчика, которая заключается в проверке соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, а также в выявлении недостатков работ. При этом из норм законодательства не следует, что осуществление проверки соответствия выполняемых работ проектной документации может осуществлять только автор или правообладатель исключительного права на архитектурно-строительный проект, например, работодатель автора (ст. 1226, п. 3 ст. 1228, п.п. 1, 2 ст. 1295 ГК РФ). Оказывать такие услуги вправе любое лицо, обладающее правами на подготовку проектной документации (см. ч. 2 ст. 53 ГрК РФ). Иначе заказчик фактически терял бы свое право на реализацию проекта, предусмотренное законом (пп. 10 п. 2 ст. 1270, ст. 1294 ГК РФ), в случае отказа автора проекта от участия в его реализации, поскольку это является именно его правом, а не обязанностью. А по смыслу ч.ч. 1-3 ст. 53 ГрК РФ проведение строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства обязательно, осуществление указанных работ без проведения строительного контроля повлечет административную ответственность застройщика либо заказчика (ст. 9.4 КоАП РФ).
Как видим, имеет место совпадение между определением, данным в действующем законодательстве и используемым на практике определением, данном в принятом до вступления в силу указанных норм закона подзаконном акте. Следует различать авторский надзор как право, принадлежащее автору архитектурного проекта, и именуемую тем же термином услугу - часть строительного контроля, которая оказывается лицами, осуществляющими подготовку проектной документации. Хотя, разумеется, оказывать такую услугу может и автор, поэтому можно сказать, что авторский надзор в значении, определенном Гражданским кодексом РФ, является частным случаем "авторского надзора" как услуги по проведению строительного контроля.
По нашему мнению, представляется очевидным, что в п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ термин "авторский надзор" употреблен именно в значении, данном в п. 2 ст. 1294 ГК РФ, поскольку речь идет о заключении контракта с соответствующими авторами. Кроме того, осуществление авторского надзора в смысле, определенном Гражданским кодексом РФ, является неотчуждаемым правом автора, что и обосновывает установление возможности заключения контракта с ним как с единственным контрагентом. Аналогичное мнение изложено в письме Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-40.
Что касается авторского контроля, то в п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, безусловно имеется в виду то же, что и в п. 2 ст. 1294 ГК РФ - авторский контроль за разработкой документации для строительства. Это не является частью строительного контроля, который, как сказано выше, осуществляется только за строительством, здесь также имеет место совпадение терминологии, только частичное.
Пунктом 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ также предусмотрено, что в отношении работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с авторами проектов могут заключаться как с единственными контрагентами контракты на проведение не только авторского, но и технического надзора. Термин "технический надзор" в градостроительном законодательстве не содержится. На практике он употребляется для обозначения другой части строительного контроля - проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, а также выявления недостатков работ. Так "технический надзор" определяется в п. 6.2 Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988 N 16. Соответственно, при выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с автором соответствующего проекта может быть заключен как с единственным исполнителем контракт на выполнение всех услуг по осуществлению строительного контроля, хотя осуществление технического надзора не является предусмотренным законом правом, а тем более - обязанностью автора проекта. Это специальная норма, введенная, вероятно, ввиду особой общественной значимости упомянутых в ней объектов.
Еще раз обращаем внимание, что автор архитектурно-строительного проекта вправе, но не обязан участвовать в реализации проекта, а заказчик не обязан привлекать к осуществлению строительного контроля этого автора. Поэтому если с автором (авторами) проекта по каким-либо причинам не было достигнуто соглашение о заключении контракта на осуществление авторского надзора на основании п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик должен провести закупку услуг по осуществлению строительного контроля в части надзора за соответствием выполняемых строительных работ проекту ("авторский надзор" в распространенном на практике понимании) у иных лиц. Выбор способа закупки в таком случае осуществляется на общих основаниях.
Тема
Условия применения закупки у единственного поставщика
См. также
Возможность выбора способа определения поставщика по Закону N 44-ФЗ в зависимости только от суммы
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах