Обоснование НМЦК по Закону N 44-ФЗ и лимиты бюджетных обязательств
На практике в ряде случаев при определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) с применением методов, установленных ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, рассчитанная государственным или муниципальным заказчиком НМЦК оказывается выше лимита бюджетных обязательств для приобретения соответствующих товаров, работ, услуг. В таких случаях необходимо иметь в виду следующее.
По общему правилу, установленному п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, государственные и муниципальные контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 указанной статьи. При этом вполне очевидно, что, устанавливая НМЦК сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, заказчик рискует нарушить требование, установленное приведенными выше нормами. Ведь если, например, только одно лицо подало заявку на участие в аукционе или конкурсе или было признано единственным участником аукциона или конкурса, контракт должен быть заключен по цене, предложенной таким участником, причем он не вправе предлагать цену, только превышающую НМЦК, но может предложить цену, равную ей (ч. 1 ст. 55, ч. 1, 2, 3.1 ст. 71, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, установление НМЦК сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, на наш взгляд, неправомерно*(1).
В этой связи следует учитывать, что Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Рекомендации), утверждены на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, п. 3.1 Рекомендаций метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах (ценовой информации) идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Безусловно, следует иметь в виду, что Рекомендации лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, предусмотренных законом (п. 1.2 Рекомендаций), и применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг (п. 1.3 Рекомендаций). Поэтому они, носят именно рекомендательный, а не строго обязательный характер. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития России от 13.07.2015 N Д28и-2094, от 18.12.2015 N Д28и-3771, от 12.01.2016 N Д28и-60.
Учитывая это, по нашему мнению, исходя в том числе из значения слова "обоснование", если НМЦК и будет установлена не выше рассчитанной в соответствии с Рекомендациями, выполненный в соответствии с ними расчет может служить обоснованием этой НМЦК. Ведь в таком случае очевидно, что заказчик выбирает не завышенный, а вполне рыночный, пусть и не средний, уровень цен на закупаемые товары, работы, услуги (разумеется, следует принимать в расчет сопоставимость качественных характеристик). Такой подход согласуется с принципами ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, на которых в том числе основывается контрактная система (ст.ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ).
Соответственно, если расчет НМЦК дает сумму, превышающую лимиты бюджетных обязательств, в качестве НМЦК может быть указана именно сумма лимитов бюджетных обязательств. Аналогичные по сути разъяснения даны в письмах Минэкономразвития России от 10.11.2015 N Д28и-3328, от 11.06.2015 N Д28и-1628, от 27.01.2016 N Д28и-245, от 01.11.2016 N Д28и-2883, от 19.10.2015 N Д28и-3133, от 17.08.2015 N Д28и-2473, от 28.07.2016 N Д28и-1904, от 11.06.2015 N Д28и-1628, от 03.03.2014 N Д28и-254.
Вместе с тем следует иметь в виду, что такой подход не решает принципиально вопроса с обеспечением закупки товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. В том случае, если сумма лимитов бюджетных обязательств, выделенных на приобретение необходимых товаров, работ, услуг действительно ниже их среднерыночной цены (что особенно вероятно при использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)) использование этой суммы в качестве НМЦК снижает вероятность приобретения таких товаров, работ, услуг. Поэтому заказчик в описанной ситуации должен самостоятельно, исходя из своих данных о конъюнктуре рынка, решить вопрос об использовании сумма лимитов бюджетных обязательств в качестве НМЦК или о выделении части необходимых товаров, работ, услуг в качестве отдельного объекта закупки, которая будет осуществлена позднее (см. также ответ на вопрос 20 в Приложении к письму Федерального казначейства от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791).
______________________________
*(1) Как указал Пленума ВАС РФ в п. 23 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Видимо, именно поэтому по смыслу положений п. 15.1 данного постановления контракты, заключенные получателями бюджета за пределами доведенных лимитов бюджетных обязательств, являются оспоримыми сделками, то есть только могут быть признаны недействительными судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ). Причём в ряде случаев при наличии на то разрешения главного распорядителя бюджетных средств суды признают сверхлимитное расходование бюджетных средств правомерным (см., например, постановления Пятого ААС от 16.12.2011 N 05АП-8433/11 и от 16.08.2011 N 05АП-4898/11, Первого ААС от 21.06.2013 N 01АП-2107/13).
Тема
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах