Определение и обоснование цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ
В ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ буквально говорится, что цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - контрагент), определяется и обосновывается с применением методов, указанных в этой части в предусмотренных этим Законом случаях.
Заметим, что цена контракта в любом случае должна быть определена, причем по общему правилу должна быть определена твердой (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). При этом следует учитывать, что также по общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 424 ГК РФ, цена договора, в том числе и контракта, определяется соглашением сторон. Поэтому речь должна идти об определении и обосновании цены контракта с единственным контрагентом именно с применением методов, установленных Законом N 44-ФЗ.
Следует также заметить, что согласно ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случае осуществления закупки у единственного контрагента для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения контрагента, а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Одновременно указывается, что положения этой части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного контрагента, предусмотренные п.п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50 - 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Очевидно, что в тех случаях, когда заказчик в соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ обязан подготовить отчет с обоснованием цены контракта, определение и обоснование такой цены должны производиться с применением методов, предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Однако и для перечисленных выше случаев исключение установлено в отношении именно составления отчета, но не самого определения и обоснования цены контракта.
В то же время согласно п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона N 44-ФЗ при формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Данная норма исключений, а тем более закрытого перечня случаев, когда должна обосновываться цена контракта, как будто не предусматривает.
Данное противоречие снимается на уровне подзаконных актов.
Относительно содержания планов-графиков единообразные указания содержатся в п.п. 2, 2.1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 на основании ч. 6 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, и п.п. 2, 2.1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 на основании той же нормы в отношении закупок для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд. Согласно указанным нормам информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ указываются одной строкой по каждому из объектов закупки, указанных в этих нормах, причем во всех случаях, кроме п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупки по каждому пункту считаются одним объектом. В качестве наименования объекта и (или) объектов закупки по таким закупкам указывается положение Закона N 44-ФЗ, являющееся основанием для осуществления закупок, в том числе у единственного контрагента, иными словами - соответствующий пункт ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
При этом согласно п. 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555 на основании ч. 7 ст. 18 Закона N 44-ФЗ, в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с п.п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.
Таким образом, обоснование цены каждого конкретного контракта, заключаемого на основании п.п. 4, 5, 26 или 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не требуется. В прочих же случаях цена контракта с единственным поставщиком должна определяться и обосновываться в порядке, установленном ст. 22 Закона N 44-ФЗ при формировании плана-графика. В случаях закупки, когда в соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ требуется оформление отчета о закупке у единственного контрагента, обоснование цены контракта включается и в такой отчет.
Отметим, что сопоставление ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и вышеприведенных норм подзаконных актов заставляет предположить, что закупки на основании п.п. 23, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ также должны относиться к случаям, когда обоснованию подлежит только общая сумма закупки по каждому пункту. В связи с этим заметим, что данные пункты были внесены в число случаев, когда закупки на основании определенной нормы указываются в планах-графиках одной строкой, постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 N 73. Данным постановлением аналогичные изменения внесены и в требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок. Возможно, при подготовке этого постановления не была учтена необходимость внесения аналогичных изменений в Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и такие изменения будут внесены позже. Однако на настоящий момент формально обоснованию в плане-графике подлежит цена каждого контракта, заключаемого на основании п.п. 23, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, хотя все такие контракты указываются в планах-графиках одной строкой и техническая возможность включения такого обоснования представляется сомнительной.
Обращаем внимание, что при определении цены контракта с единственным поставщиком методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) цена, рассчитанная таким методом в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, может превышать цену, согласованную с контрагентом. В связи с этим необходимо помнить, во-первых, что указанные методические рекомендации носят именно рекомендательный характер и не являются обязательными. Во-вторых, по нашему мнению, учитывая принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ), и исходя из самого значения слова "обоснование", главное - чтобы фактическая цена контракта не превышала полученной расчетным путем, причем сам расчет будет обоснованием выбора наилучшей (наименьшей) из рыночных цен (см. также разъяснения по вопросу 2 в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2768, письмо Минэкономразвития России от 08.04.2014 N Д28и-443, ответ на вопрос 19 в приложении к письму Федерального казначейства от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах