Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (далее - метод СРЦ) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом (далее - НМЦК), на основании информации о рыночных ценах идентичных или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Сопоставимость цен определяется с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, то есть таких условий, различия между которыми не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий (ч.ч. 3, 16 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). При этом заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 4 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Идентичными признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При этом незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (ч. 13 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (ч. 14 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (ч. 15 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, данными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (ч.ч. 17, 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). В настоящее время таким органом является Минфин России (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, пп. 5.3.62 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329).
Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Рекомендации), утверждены на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567*(1). Метод СРЦ должен применяться с учетом раздела III этих Рекомендаций.
Как указано в ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ информацией о рыночных ценах идентичных и однородных товаров, работ, услуг может быть:
- общедоступная информация о рыночных ценах, указанная в ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (в том числе информация о ценах, содержащаяся в надлежаще исполненных контрактах; информация, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров; информация о котировках на биржах и электронных площадках; данные государственной статистической отчетности и т.п. - перечень не является закрытым, поскольку п. 8 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ содержит указание на "иные источники информации"),
- информация о ценах, полученная по запросу заказчика у контрагентов, осуществляющих поставки товаров, работ, услуг, идентичных или при их отсутствии однородных планируемым к закупкам;
- информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Вместе с тем, Правительство РФ на основании ч. 19 ст. 22 Закона N 44-ФЗ вправе установить для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы (пока таких перечней не установлено).
В соответствии с п. 3.19 Рекомендаций в целях определения НМЦК методом СРЦ рекомендуется использовать не менее 3 цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными контрагентами. Пункт 3.7 Рекомендаций предлагает заказчикам в целях получения ценовой информации осуществлять несколько указанных в этом пункте процедур, включая, в первую очередь, направление запросов о предоставлении ценовой информации не менее 5 поставщикам (подрядчикам, исполнителям) (далее - контрагенты), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (пп. 3.7.1 Рекомендаций. На практике иногда у заказчиков возникают проблемы с определением такого количества контрагентов, способных предложить сопоставимые коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с указаниями ч.ч. 3, 16 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, п. 3.15 Рекомендаций. Кроме того, ни один закон не обязывает контрагентов отвечать на подобные запросы, поэтому получение ответов на них зависит исключительно от доброй воли получателя и ответы могут быть получены далеко не на все запросы. В связи с этим необходимо иметь в виду, что Рекомендации лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, предусмотренных законом (п. 1.2 Рекомендаций), и применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг (п. 1.3 Рекомендаций). Поэтому они, носят именно рекомендательный, а не строго обязательный характер. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития России от 13.07.2015 N Д28и-2094, от 18.12.2015 N Д28и-3771, от 12.01.2016 N Д28и-60. Причем из п. 3.19 Рекомендаций не следует, ни что не менее чем 3 ценовых предложения должны быть адресованы именно заказчику, ни что они могут быть получены только в результате направления запросов в соответствии с пп. 3.7.1 Рекомендаций. Заказчик вправе использовать информацию, полученную из любых источников, указанных в ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (см. также письма Минэкономразвития России от 03.10.2016 N Д28и-2581, от 28.07.2016 N Д28и-1904, от 20.11.2015 N Д28и-3515). То есть заказчик может использовать информацию о 3 ценовых предложениях, полученную разными способами. Впрочем, ни из ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, ни из п. 3.19 Рекомендаций не следует и того, что заказчик не может использовать только 2 ценовых предложения, если поиск большего количества сопоставимых предложений не дал результата.
Приведение цен в соответствие с условиями планируемой закупки, в отношении которой определяется НМЦК методом СРЦ, предлагаемое п.п. 3.16 - 3.18 Рекомендаций также носит рекомендательный характер.
Расчет итогового показателя, непосредственно НМЦК, предполагается по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций. Тем не менее, на наш взгляд, это не значит, что НМЦК обязательно должна быть равна полученному итоговому результату. По нашему мнению, исходя в том числе из значения слова "обоснование", если НМЦК будет установлена не выше рассчитанной в соответствии с Рекомендациями, выполненный в соответствии с ними расчет может служить обоснованием такой НМЦК. Ведь в таком случае очевидно, что заказчик выбирает не завышенный, а вполне рыночный, пусть и не средний, уровень цен на закупаемые товары, работы, услуги (разумеется, следует принимать в расчет сопоставимость качественных характеристик). Такой подход согласуется с принципами ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, на которых в том числе основывается контрактная система в сфере закупок (ст.ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ).
______________________________
*(1) До 25.04.2017 федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок являлось Минэкономразвития России (см. постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 446).
Тема
См. также
Обоснование НМЦК по Закону N 44-ФЗ и лимиты бюджетных обязательств
Калькуляторы
Калькулятор расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (без корректирующих коэффициентов)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах