Тарифный метод определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 8 ст. 22 Закона N 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги. Из п. 1 ст. 424 ГК РФ следует, что цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, применяются только в случаях, предусмотренных законами. Исходя из п. 2 ст. 3 ГК РФ имеются в виду федеральные законы, которые, однако, как видно из приведенной ранее нормы, могут предусматривать и установление (регулирование) цен органами государственной власти субъектов РФ и (или) органами местного самоуправления. В частности, регулирование цен предусмотрено Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и другими федеральными законами. Заметим, что закон является по своей сути нормативно-правовым актом - актом, изданным в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, содержащим правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанным на неоднократное применение (см. постановление Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", постановление Президиума ВАС РФ от 18.07.2006 N 2943/06, п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48). Представляется очевидным, что и органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен на основе федеральных законов путем издания нормативно-правовых актов. Следовательно, регулирование цен федеральными законами подразумевает введение ими права соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления устанавливать цены для совершения всех сделок того или иного вида между любыми лицами в любой момент времени действия соответствующего нормативно-правового акта. Из приведенных выше п. 1 ст. 424 ГК РФ, ч. 8 ст. 22 Закона N 44-ФЗ можно также сделать вывод, что под "тарифами" в этих нормах понимаются именно цены, установленные в описанном порядке.
Таким образом, тарифный метод должен применяться заказчиком для определения и обоснования НМЦК в том случае, если цены (тарифы) на товары, работы, услуги установлены каким-либо нормативным правовым актом (федеральным, региональным или муниципальным).
Соответственно, определение НМЦК на основании каких-либо иных цен, например, определенных в качестве рыночных экспертными организациями, установленных в тех или иных организациях для заключения публичных договоров (ст. 426 ГК РФ) не является определением НМЦК тарифным методом с точки зрения закона. Это действительно и в случае, если цены установлены органами государственной власти, органами местного самоуправления для заключения публичных договоров подведомственными им организациями (государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными, автономными учреждениями) и названы "тарифами". (Заметим, что органы государственной власти субъектов РФ могут давать методические рекомендации по применению подобных методов определения и обоснования НМЦК на основании ч. 20.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, однако с точки зрения закона такие методы должны определяться как "иные", которые могут применяться в случае, если невозможно применение методов, перечисленных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (ч. 12 ст. 22 этого Закона)).
Следует учитывать, что в п. 5.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Рекомендации), указано, что тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров, работ, услуг, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.
Также обратим внимание, что в некоторых случаях у субъектов, цены на товары, работы, услуги которых в принципе регулируются, могут приобретаться товары, работы, услуги, на которые не установлены тарифы. В таком случае НМЦК должна определяться не тарифным методом, а иным (см. также письмо Минэкономразвития России от 06.04.2015 N Д28и-897). В том же случае, когда цены на часть приобретаемых товаров, работ, услуг регулируется, а на другую часть - нет, по нашему мнению, НМЦК должна определяться с совмещением двух или более методов, один из которых - тарифный.
В соответствии с п. 5.2 Рекомендаций НМЦК тарифным методом предлагается определять по формуле, которая выглядит следующим образом:
НМЦКтариф = V х Цтариф,
где
НМЦКтариф - НМЦК, определяемая тарифным методом;
V - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
Цтариф - цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах