Затратный метод определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ
Затратный метод определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) согласно ч. 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. Как прямо указано в той же норме, затратный метод как единственный или основной метод определения и обоснования НМЦК, может применяться исключительно в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных п.п. 1-4 ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. В тех случаях, когда в соответствии с законом должны применяться другие методы, перечисленные в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, затратный метод может использоваться в дополнение к ним. Из системного анализа норм Закона N 44-ФЗ следует, что нормативный, тарифный и проектно-сметные методы применяются только в случаях, указанных в ч.ч. 7, 8, 9, 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ соответственно. Из ч.ч. 2, 6, 13, 14 ст. 22 Закона N 44-ФЗ следует, что метод сопоставимых рыночных цен применяется по умолчанию, и не может быть применен, если на рынке отсутствуют товары, работы, услуги идентичные, имеющие одинаковые с планируемым к закупкам характеристики, а при их отсутствии - однородные, имеющие сходные характеристики. Следовательно, заказчик вправе применить затратный метод как основной только в случаях, не подпадающих под применение нормативного, тарифного и проектно-сметного методов, и если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно.
Представляется, что такая ситуация возможна при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых отсутствует сложившийся рынок, либо рынок которых крайне узок и (или) на нем присутствуют несопоставимые предложения, что влечет большой разброс цен. Такая ситуация может складываться, например, при закупке инновационных товаров, работ, услуг, в частности - научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и т.п. Однако решение о применении затратного метода в любом конкретном случае должно приниматься исходя из конкретных обстоятельств ситуации.
Еще раз напомним, что затратный метод также может применяться заказчиком для определения и обоснования НМЦК наряду с другими методами, в качестве дополнительного.
В силу ч. 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ при определении НМЦК учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. Информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности, как указано в ч. 11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика. По мнению Минэкономразвития, отраженному в письме этого ведомства от 31.12.2015 N Д28и-3902, при обоснованном применении затратного метода для определения НМЦК могут применяться в том числе государственные сметные нормы.
Пример расчета НМЦК затратным методом приведен в приложении N 4 к Методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567.
Исходя из данного примера, формулу определения НМЦК затратным методом можно представить в следующем виде:
НМЦКзатр = З + П,
где
НМЦКзатр - НМЦК, определяемая затратным методом;
З - обычные прямые и косвенные затраты, связанные с приобретаемыми заказчиком товаров, работ, услуг;
П - обычная прибыль для определенной сферы деятельности.
Тема
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах