Не предусмотренные законом методы определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных этим Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой части. Иные методы согласно ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ применяются для определения НМЦК в случае невозможности применения методов, указанных в законе. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных в законе методов.
Методические рекомендации по применению не предусмотренных в законе методов определения и обоснования НМЦК, фактически устанавливая такие методы, могут давать высшие исполнительные органы власти субъектов РФ на основании ч. 20.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Однако и в этом случае такие методы рассматриваются как "иные", которые могут применяться только если невозможно применение методов, перечисленных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Закон N 44-ФЗ не устанавливает каких-либо принципов определения методов определения и обоснования НМЦК, перечисленных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, перечня случаев или определения принципов условий их применения. Соответственно, любой заказчик вправе установить любой метод определения и обоснования НМЦК и условия их применения (см. также ответы на вопросы 17, 28 в приложении к письму Федерального казначейства от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791) - разумеется, предусматривающие, что применение установленных законом методов невозможно. В любом случае применение таких иных методов должно быть обосновано заказчиком.
Мы можем привести примеры некоторых иных методов.
"Метод установленных расценок" (условно), предусматривающий определение НМЦК на основании цен, установленных в тех или иных организациях для заключения публичных договоров (ст. 426 ГК РФ), не является определением НМЦК тарифным методом с точки зрения закона. В частности, речь может идти о ценах, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления для заключения публичных договоров подведомственными им организациями (государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными, автономными учреждениями).
"Сметный метод" (условно) - определение НМЦК, например, строительных работ по текущему ремонту объектов капитального строительства или иных работ на основании государственных элементных сметных норм без составления проекта. Отсутствие проекта не позволяет квалифицировать такое определение НМЦК как осуществленное проектно-сметным методом. Также НМЦК может быть определена путем составления сметы на основе иных расценок на работы или услуги, рекомендованных (то есть не обязательных для применения) неопределенному кругу лиц государственными органами или подведомственными им учреждениями. Например, определение НМЦК услуг по проведению специализированной организацией торгов на заключение контракта строительного подряда может осуществляться на основании расценок, содержащихся в методических рекомендациях по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов в Российской Федерации МДС 81-11.2000 (см. письмо Минэкономразвития России от 24.02.2016 N Д28и-418).
"Метод индексации цен предыдущих лет" (условно), который может быть применен при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых не сложилось развитого рынка, носящих сезонный или казуальный характер, например, услуги физических лиц при размещении печатных материалов просветительского или агитационного характера, для помощи в проведении полевых научных исследований и т.п. Приведение цен прошлых лет заказчиками, которые ранее заключали договоры на оказание таких услуг к ценам периода новой закупки может осуществляться с применением формулы, установленной п. 3.18 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, для использования в рамках применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Еще раз подчеркнем, что это только примеры возможных методов определения и обоснования НМЦК, не предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, и любой заказчик может определить любой другой метод и условия его применения, обосновав невозможность применения в этом случае методов, установленных законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах