Закупка у единственного поставщика услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений
Согласно п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - контрагент) на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
При определении условий применения данной нормы необходимо учитывать следующее.
Во-первых, заказчик вправе применять данную норму только если одно или несколько нежилых помещений переданы заказчику в:
- безвозмездное пользование, то есть по договору ссуды, который регулируется гл. 36 ГК РФ;
- оперативное управление.
Во-вторых, на основании рассматриваемой нормы могут быть заключены контракты на оказание услуг, исчерпывающий перечень которых приведен в ней самой, а именно по:
- содержанию нежилого помещения (нескольких помещений);
- ремонту помещения (помещений);
- водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению помещения (помещений);
- охране помещения (помещений);
- вывозу бытовых отходов.
В-третьих, контракт должен предусматривать оказание вышеперечисленных услуг исключительно в помещениях, переданных заказчику. Заключить контракт на оказание таких услуг во всем здании (в отношении всех нежилых помещениях, находящихся в здании, часть из которых используется заказчиком, а часть - другими лицами) на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нельзя.
В-четвертых, буквально из приведенной нормы следует, что по указанному в ней основанию контракт на оказание перечисленных в ней услуг может быть заключен с исполнителем, который на момент заключения контракта уже оказывает соответствующие услуги другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в том же здании что и помещения, используемые заказчиком.
Полагаем, что в норме п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ можно выделить два аспекта:
1) Решение вопроса с услугами по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, услугами по охране, услугами по вывозу бытовых отходов. Полагаем, в этой части п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ разрешает ситуацию, аналогичную урегулированной в п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в том случае, когда выбор всеми пользователями помещений одного исполнителя для оказания услуг по содержанию и (или) ремонту помещений (здания) не предусмотрено, в частности, когда помещения находятся в здании, принадлежащем одному собственнику. В то же время целесообразность того, что такие услуги должны оказываться всем пользователям помещений одним лицом, представляется очевидной. По всей вероятности, именно поэтому п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ позволяет руководствующимся этим Законом заказчикам заключать как с единственным контрагентом контракты на оказание соответствующих услуг с лицом, которое уже оказывает такие услуги другому пользователю. То есть, предполагается, что такое лицо уже было отобрано или другим заказчиком - каким-либо способом закупки, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, Законом N 223-ФЗ, или частным собственником здания - также исключительно по соображениям экономической целесообразности.
2) Решение вопроса с "услугами" по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению (фактически эти "услуги" регулируются нормами о договоре на энергоснабжение, который является видом договора купли-продажи - см. п. 4 ст. 539, ст. 548 ГК РФ), на практике часто объединяемыми определением "коммунальные услуги". Данный вопрос является значительно менее ясным. Дело в том, что в этой части п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ фактически дублирует п.п. 1, 8, 29 той же части, предусматривающие самостоятельные основания заключения с единственным контрагентом контрактов на приобретение тех же коммунальных услуг. Можно предположить, что целью введения ещё одной нормы для их приобретения (указание на данные услуги было введено в п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ) было именно указание на то, что их должен оказывать тот контрагент (те контрагенты), который(-ые) уже оказывают эти услуги для других пользователей. Однако точно этого сказать нельзя.
Следует отметить, что Минэкономразвития РФ высказывало мнение, что п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ - одна из норм, на основании которой могут заключаться договоры на возмещение затрат на коммунальные и эксплуатационные услуги, которые заключаются в ситуации, когда заказчик безвозмездно пользуется нежилыми помещениями (без договора аренды), не имея при этом возможности заключить прямые контракты на приобретение таких услуг. Однако на наш взгляд, данная позиция представляется небесспорной. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Тема
Условия применения закупки у единственного поставщика
См. также
Возмещение заказчиками по Закону N 44-ФЗ коммунальных платежей третьим лицам
Закупка у единственного поставщика - субъекта естественной монополии, ресурсоснабжающей организации
Закупка у единственного поставщика услуг по управлению многоквартирным домом
Безвозмездное пользование нежилым помещением
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах