Участники закупки: требования, особенности участия
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) равным образом установлен принцип, согласно которому участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо (в закупках по Закону N 223-ФЗ - также несколько лиц). Вместе с тем это не исключает предъявления к участникам определенных требований, определяющих их способность исполнить договор (контракт).
Также из норм обоих законов следует, что ими установлен общий принцип равенства всех участников закупки. Однако из этого принципа устанавливаются исключения, допускающие как ограничение числа участников закупок в отдельных случаях, так и предоставление преимуществ некоторым категориям участников. (Заметим, что отказ в допуске к участию в конкретной процедуре закупки лицам, не соответствующим установленным требованиям, сам по себе может рассматриваться как предусмотренное законом ограничение числа участников закупки).
Так, в ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ прямо указано, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Также в п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ указано, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. (Отсюда, помимо прочего, следует, что физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, участвует в закупке на общих основаниях). Вместе с тем ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ запрещает только необоснованное ограничение числа участников, а ч. 1 ст. 27 Закона N 44-ФЗ указывает, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - контрагентов) может быть ограничено в случаях, предусмотренных данным Законом, но только в этих случаях.
Требования, которые заказчик обязан предъявлять, а также требования, которые он вправе предъявлять в отдельных случаях, к участникам закупки, перечислены в ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Ограничение числа участников заведомо установлено в отношении закрытых способов определения контрагента (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ).
Преимущества при осуществлении закупок согласно ч. 4 ст. 27 Закона N 44-ФЗ предоставляются в соответствии со ст.ст. 28 - 30 этого Закона следующим категориям субъектов:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Кроме того, хотя из п. 4 ст. 3, ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ следует, что иностранные физические и юридические лица участвуют в закупках наравне с российскими, необходимо учитывать и нормы ст. 14 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей порядок применения национального режима при проведении закупок в соответствии с этим Законом. Эти нормы допускают запрет или ограничение, а также установление особых условий допуска отдельных товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок (ч.ч. 3, 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. Сам Закон N 223-ФЗ перечня таких требований не содержит, их установление предполагается исключительно в положении о закупке, то есть по усмотрению заказчика.
В силу ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки. Тем не менее, и при осуществлении закупок по Закону N 223-ФЗ согласно ч. 8 ст. 3 этого Закона Правительство РФ вправе установить:
1) приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;
2) особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема;
3) особенности осуществления закупок отдельными заказчиками аудиторских услуг (за исключением проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика), а также консультационных услуг.
Тема
Государственные и корпоративные закупки
См. также
Требования к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
Особенности участия отдельных категорий лиц в закупках по Закону N 44-ФЗ
Национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ
Требования к участникам закупки по Закону N 223-ФЗ
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ
Приоритет российских товаров, работ, услуг при закупках по Закону N 223-ФЗ. Условия предоставления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах