Особенности участия отдельных категорий лиц в закупках по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - контрагент).
Вместе с тем ч. 4 ст. 27 Закона N 44-ФЗ указывает, что в соответствии со ст.ст. 28 - 30 этого Закона при осуществлении закупок предоставляются преимущества следующим категориям субъектов:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Следует заметить, что характер предоставляемых преимуществ различен, фактически предоставляются две категории преимуществ для разных групп субъектов.
1) Преимущества, предоставляемые учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, которые установлены разными нормами (ст.ст. 28, Закона N 44-ФЗ), но по сути идентичны. При определении контрагентов, за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного контрагента, в рамках закупок товаров, работ, услуг, входящих в утвержденные Правительством РФ перечни, заказчик обязан предоставлять указанным субъектам преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке (ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ). Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
2) Преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, которые установлены одними нормами обеим категориям субъектов совокупно (ч. 2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Эти преимущества состоят в обязанности заказчика обеспечить участие таких субъектов в удовлетворении государственных или муниципальных нужд в рамках осуществляемых им закупок не менее установленной законом доли - 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного по общим правилам, установленным п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, но с учетом особенностей, установленных ч. 1.1 ст. 30, ч. 30 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Эта доля обеспечивается либо путем проведения закупок только среди СМП, СОНО, либо путем включения в контракт, заключаемый в обычном порядке, условия о привлечении к его исполнению контрагентом СМП, СОНО в качестве субподрядчиков, соисполнителей.
Заказчик вправе закупать в таком порядке любые товары, работы, услуги, какого-либо перечня не установлено.
Подробнее данные особенности участия в закупках и механизм их реализации рассмотрены в отдельных материалах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах