Участие в закупках по Закону N 44-ФЗ организаций инвалидов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы
При осуществлении закупок заказчик обязан предоставлять преимущества, помимо прочего:
- организациям инвалидов (ст. 29 Закона N 44-ФЗ);
- учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (далее - организации УИС) (ст. 28 Закона N 44-ФЗ).
Преимущества, установленные ст. 29 Закона N 44-ФЗ, распространяются на организации инвалидов, перечисленные в ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ, а именно на:
1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
2) организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
В отношении же организаций УИС Закон N 44-ФЗ не содержит оговорок о распространении ст. 28 Закона N 44-ФЗ на какие-либо отдельные категории таких субъектов. Следовательно, эта норма распространяется на все учреждения и предприятия, перечисленные в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Преимущества для организаций инвалидов и организаций УИС, установленные ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ, идентичны. Они заключаются в предоставлении при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - контрагенты) для приобретения товаров, работ, услуг, входящих в утвержденные Правительством РФ перечни, за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного контрагента, преимущества в отношении предлагаемой указанными организациями цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке. В случае, если победителем определения контрагента признана организация инвалидов или организация УИС соответственно, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (далее - НМЦК).
Как видим, в отличие от преимуществ, установленных ст. 30 Закона N 44-ФЗ для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, отдельные закупки с участием исключительно организаций инвалидов и организаций УИС не осуществляются. Даже если в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках указана информация о предоставлении преимуществ участвующим в закупках организациям инвалидов либо организациям УИС, участвовать в таких закупках могут любые лица. Более того, по сути условием предоставления преимущества является победа организации инвалидов или организации УИС в проводимой процедуре определения контрагента.
Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, а также Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341. Согласно п.п. 4 и 5 Правил организация инвалидов, признанная победителем определения контрагента, представляет заказчику требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со ст. 29 Закона N 44-ФЗ. Контракт с такой организацией заключается по цене, предложенной ею, увеличенной до 15%, но не выше НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки. Если цена заявки, увеличенная на 15%, превышает НМЦК, контракт заключается по НМЦК. Аналогичные разъяснения изложены в письме Минэкономразвития России от 15.10.2014 N Д28и-2197.
Перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта, утвержден постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 649 (далее - Постановление N 649). Согласно п. 2 Постановления N 649 организация УИС представляет требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со ст. 28 Закона N 44-ФЗ в составе заявки на участие в закупке. При этом правил, конкретизирующих условие контракта о цене, в Постановлении N 649 не содержится. Учитывая, что ч. 2 ст. 28 Закона N 44-ФЗ идентична по содержанию ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ, считаем, что этот вопрос решается таким же образом, как и в случае с организациями инвалидов. Аналогичная позиция изложена в вышеупомянутом письме Минэкономразвития России от 15.10.2014 N Д28и-2197. Соответственно, преимущества организациям УИС в отношении цены контракта предоставляются в размере на 15% больше ими предложенной в заявке цены, но не больше НМЦК. В случае если цена заявки, увеличенная на 15%, превышает НМЦК, контракт заключается по НМЦК.
Ни Законом N 44-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность увеличения цены контракта пропорционально стоимости предлагаемых товаров, работ, услуг, включенных в названные выше перечни, при одновременной закупке товаров, работ, услуг, не включенных в эти перечни. Поэтому предоставление преимуществ в случае осуществления закупок одновременно товаров, включенных и не включенных в перечни, практически невозможна. На наш взгляд, во избежание возможных претензий контролирующих органов заказчику необходимо закупать товары, работы, услуги, включенные в вышеуказанные перечни, отдельно от товаров, работ, услуг, не включенных в них (см. также п.п. 18, 19 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, п. 2 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616).
Тема
Особенности участия отдельных категорий лиц в закупках по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой