Национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ
По общему правилу, установленному п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Соответственно, участниками закупки, в том числе закупки работ и услуг, могут быть не только российские юридические и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), но и иностранные. Также очевидно, что по общему правилу заказчик вправе закупать как товары российского происхождения, так и происходящие из иностранных государств, поскольку общего запрета на закупку товаров иностранного происхождения Закон N 44-ФЗ не содержит.
Исключения из названных правил содержатся в ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
Во-первых, в силу ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. При этом в случае, если названными актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе (далее - ЕИС) обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в ЕИС, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Отметим, что запрет или ограничение на допуск каких-либо работ, услуг, происходящих из иностранных государств, очевидно равносилен запрету или ограничению на допуск к участию в закупке таких работ, услуг выполняющих или оказывающих их иностранных лиц.
Во-вторых, в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ Минфин России как федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (см. п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728) по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ (см. пп. 5.2.29.3 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329)*(1).
В-третьих, согласно ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ нормативными правовыми актами, предусмотренными ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара на лучшие в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Как видим, запреты, ограничения, особые условия допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, вводятся только нормативными правовыми актами. Причем, как указано в ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, такие акты подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования, и в течение 3 рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в ЕИС.
По смыслу ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ запреты, ограничения, особые условия допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, установленные на основании ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, не распространяются на товары, работы, услуги, в отношении которых применяется национальный режим при осуществлении закупок в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ. Как указано в п. 4 ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, перечень иностранных государств, с которыми РФ заключены международные договоры, указанные в ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, и условия применения национального режима Минфин России размещает в ЕИС.
В настоящее время к таким договорам относится Протокол о порядке регулирования закупок - приложение N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Сторонами данного Договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика.
______________________________
*(1) До 25.04.2017 федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок являлось Минэкономразвития России (см. постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 446).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах