Запреты и ограничения допуска к закупкам по Закону N 44-ФЗ отдельных иностранных товаров, работ, услуг
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе (далее - ЕИС) обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в ЕИС, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством РФ.
Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
В настоящее время на основании ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ приняты*(1):
- Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102);
- Перечень товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и услуг по прокату таких товаров, осуществление закупки которых для обеспечения федеральных нужд не допускается (утвержден постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 791);
- Перечень товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и услуг по прокату таких товаров, осуществление закупки которых для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд не допускается (утвержден постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 791);
- Перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 656);
- Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832);
- Перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968). Отметим, что до 1 сентября 2018 года ограничения действуют и в отношении включенных в Перечень товаров, происходящих из ЕАЭС;
- постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 (далее - Постановление N 1289), которым установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Подробно эти ограничения рассмотрены в отдельном материале;
- постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее - Постановление N 1236), которым установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, указанных в п. 2 Постановления N 1236. Случаи, когда запрет не действует, перечислены в п.п. 3 и 4 Постановления N 1236;
- постановление Правительства РФ от 14.01.2017 N 9 (далее - Постановление N 9), которым установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства. Закупки, на которые распространяется Постановление N 9, определены в п. 7 этого Постановления. Случаи, когда запрет не применяется, перечислены в п. 4 Постановления.
Обращаем внимание, что по смыслу ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ запреты и ограничения на допуск товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, установленные на основании ч. 3 этой статьи, не распространяются на товары, работы, услуги, в отношении которых применяется национальный режим при осуществлении закупок в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ.
В настоящее время к таким договорам относится Протокол о порядке регулирования закупок - приложение N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе. В настоящее время сторонами данного Договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика.
До 31 мая 2017 года (см. Указ Президента РФ от 31.05.2017 N 244) действовал запрет, установленный п. 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 (далее - Постановление N 1457). В соответствии с этой нормой на территории Российской Федерации было запрещено выполнение любых работ, а также оказание любых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд следующим лицам:
- организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики;
- организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Как было указано в примечании к Перечню, запрет не распространялся на работы (услуги), выполнение (оказание) которых предусмотрено контрактами, заключенными до дня вступления в силу Постановления N 1457, на срок действия таких контрактов.
Минэкономразвития России и ФАС России в письме от 28.04.2016 NN 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 высказывали общую позицию по поводу установления рассматриваемого запрета.
По мнению представителей ведомств, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг были вправе установить запрет, предусмотренный п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением N 1457, как на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, так и на основании ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Применение для установления запрета любого из перечисленных положений Закона N 44-ФЗ являлось надлежащим исполнением Постановления N 1457.
Как указано в письме, соответствие участника закупки требованиям Постановления N 1457 подтверждалось сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРЮЛ или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из ЕГРИП или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве ИП в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица). При этом отмечено, что нормами Закона N 44-ФЗ уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении конкурса, запроса предложений, закрытого аукциона или направление их оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе. А при проведении запроса котировок выписка из ЕГРЮЛ или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) предоставляются при заключении контракта.
Кроме того, специалисты Минэкономразвития России и ФАС России полагали, что дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требовалось. Такой вывод был основан на том, что действующее законодательство не содержит порядка подтверждения отсутствия такого контроля над организацией, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
______________________________
*(1) Согласно ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ нормативные правовые акты, принятые на основании ч. 3 этой статьи, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства РФ, и в течение 3 рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в ЕИС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах