Условия допуска отдельных иностранных товаров к закупкам по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ Минфин России как федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (см. п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728) по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ (см. пп. 5.2.29.3 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329).
В силу ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ нормативные правовые акты, принятые на основании ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение 3 рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.
В настоящее время приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155*(1) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Приказ N 155). В соответствии с п. 3 Приказа N 155 при осуществлении закупок перечисленных в перечне, указанном в п. 1 Приказа N 155, товаров (далее - Товары) путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза (далее также - ЕАЭС, товары евразийского происхождения)*(2), предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15% в порядке, предусмотренном п.п. 4 - 7 Приказа N 155, в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов ЕАЭС.
Преференции не предоставляются в случаях, указанных в п. 8 Приказа N 155, а именно когда:
а) в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень Товаров, указанный в п. 1 Приказа N 155;
б) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, указанных в ч.ч. 1 и 7 ст. 55, ч.ч. 1 - 3.1 ст. 71, ч.ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83, ч. 8 ст. 89, ст. 92 Закона N 44-ФЗ;
в) в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке Товаров евразийского происхождения;
г) в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка Товаров, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке Товары евразийского и иностранного происхождения, и стоимость товаров евразийского происхождения составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров;
д) в рамках одного конкурса (лота), запроса котировок или запроса предложений предполагается поставка Товаров, и участник конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своей заявке, окончательном предложении предлагает к поставке Товары евразийского и иностранного происхождения, и стоимость товаров евразийского происхождения составляет менее половины (менее 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
Механизм особых условий допуска установлен следующим образом:
1) При осуществлении закупок путем проведения конкурса, запроса котировок и запроса предложений контракт с выигравшим участником, имеющим право на предоставление преференции, заключается по цене контракта, предложенной им соответственно в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в запросе котировок или в окончательном предложении (п.п. 4, 5 Приказа N 155), однако понижающий 15%-ый коэффициент применяется при оценке заявок по критерию "цена контракта".
2) Если закупка осуществляется путем проведения аукциона и победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, включенных в перечень Товаров, указанный в п. 1 Приказа N 155, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов ЕАЭС, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от предложенной цены контракта (п. 7 Приказа N 155). Как видим, фактически в данном случае речь следует вести, скорее, об ухудшении положения участников закупки, предлагающих иностранные товары.
______________________________
*(1) До 25.04.2017 федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок являлось Минэкономразвития России (см. постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 446).
*(2) Указание на исключение из особых условия допуска товаров, произведенных на территории государств - членов ЕАЭС, включено в Приказ N 155 на основании ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, согласно которой к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ.
К таким договорам относится Протокол о порядке регулирования закупок - приложение N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Сторонами данного Договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика.
Тема
Национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой