Проверка соответствия участника закупки по Закону N 44-ФЗ требованиям, установленным законом для исполнения контракта
Частью 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлены единые требования, которые заказчик обязан предъявить к участникам закупки во всех случаях закупки, в том числе требование соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Под этим требованием в первую очередь понимается предусмотренная законом на основании п. 1 ст. 49 ГК РФ необходимость для осуществления того или иного вида деятельности наличия лицензии, или участия в саморегулируемой организации, или наличия выданного саморегулируемой организацией допуска.
По смыслу ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок в обязательном порядке проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и вправе проверять соответствие участников закупок всем прочим единым требованиям, указанным в п.п. 2 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Соответствие требованию, установленному п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок проверять обязана, за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора, когда она вправе сделать это. Однако данная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Формально последняя норма ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ относится ко всем требованиям к участникам закупки, в том числе и к требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Тем не менее, нормы, регулирующие осуществление закупки путем проведения конкурсов, электронного аукциона, запроса котировок, предварительного отбора для проведения запроса котировок для целей оказания гуманитарной помощи, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций содержат единообразные указания, что извещение о закупке должно содержать не только требования, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и перечень документов, подтверждающих соответствие данным требованиям, - см. п. 2 ч. 3 ст. 49, ч.ч. 3, 4 ст. 56, ч. 3 ст. 57, п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 1 ч. 1 ст. 73, п. 3 ч. 5 ст. 80, ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ. В отношении запроса предложений п. 2 ч. 4 ст. 83 Закона N 44-ФЗ указывается, что извещение о его проведении должно содержать, помимо прочего, требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены ими в соответствии со ст. 31 этого Закона. Однако сама ст. 31 Закона N 44-ФЗ содержит указание о предоставлении только документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ на основании ч. 2 и ч. 2.1 этой статьи (ч. 3 той же статьи). С учетом этого, значение п. 2 ч. 4 ст. 83 Закона N 44-ФЗ неясно. Возможно, имелось в виду то же, что и в вышеуказанных нормах, но при формулировании нормы была допущена ошибка юридической техники.
Вместе с тем указание на обязанность участника закупки представлять документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и на то, что соответствие остальным требованиям только декларируется в заявке, за исключением требования, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, соответствие которому участник декларировать не обязан, содержатся только в нормах этого Закона, касающихся проведения конкурсов и электронного аукциона (пп. "г"п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Относительно запроса котировок и запроса предложений, к сожалению, аналогичных норм не предусмотрено.
Более того, нормы о запросе котировок запрещают заказчику требовать от участников предоставления документов, не предусмотренных законом в составе заявки на участие в запросе котировок (ч.ч. 3, 4 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). По логике обязанности заказчика установить требование о представлении документов, подтверждающих соответствие вышеназванным требованиям, в любом случае должна соответствовать и обязанность участника закупки представить такие документы. Однако регулирующие и контролирующие органы неоднократно высказывали позицию, что поскольку предоставление документов, подтверждающих соответствие вышеназванным требованиям, при запросе котировок не предусмотрено, заказчик не вправе требовать от участников закупки их предоставления в ходе проведения данной процедуры, хотя и вправе проверить соответствие этим требованиям на основе информации из открытых источников, например, реестров лицензий, размещенных на сайтах лицензирующих органов (см. п. 5 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616, ответ на вопрос 82 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2918и, п. 2 письма ФАС России от 17.04.2014 N АД/15078/14). В связи с этим обратим внимание, что сведения о лицензиях юридического лица и индивидуального предпринимателя содержатся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (п.п. "м" п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (пп. "м" п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). Также сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. "м" п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ). В качестве варианта допускается установление в извещении требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, не в составе заявки в качестве условия допуска к запросу котировок, а после определения лица, с которым должен быть заключен контракт, в качестве условия его подписания заказчиком.
В отношении же запроса предложений Закон N 44-ФЗ не содержит отдельных норм о составе заявки на участие в этом способе определения контрагента, как и, соответственно, запрета на требование не включенных в состав заявки документов и сведений. Исходя из п. 3 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению определяются заказчиком самостоятельно в документации о запросе предложений. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений. Поэтому правоприменительная практика считает правомерным установление в документации о запросе предложений требования о включении в состав заявки документов, подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и отклонение заявки в случае их отсутствия (см. п. 6 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616).
В отношении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закон также не предусматривает ни требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, ни запрета на их истребование. С учетом того, что закон вообще не регулирует выбор конкретного лица в качестве другой стороны договора в этом случае, это является сугубо внутренним делом заказчика, то такой выбор может быть обусловлен и согласием на предоставление указанных документов.
Тема
Единые требования, предъявляемые к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой