Требование к участнику закупки по Закону N 44-ФЗ о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ одним из обязательных требований к участникам закупки является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
По смыслу этой нормы требования к участникам закупки должны быть непосредственно связаны с предметом контракта. Кроме того, такие требования должны быть установлены нормативными актами.
1. Требование наличия лицензии или свидетельства о допуске.
Под требованием, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в первую очередь понимается предусмотренная законом на основании п. 1 ст. 49 ГК РФ необходимость для осуществления того или иного вида деятельности наличия лицензии, или участия в саморегулируемой организации, или наличия выданного саморегулируемой организацией допуска (см., например, п.п. 5 и 6 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616, п. 82 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2877, п. 2 письма ФАС России от 17.04.2014 N АД/15078/14).
Виды деятельности, которые подлежат лицензированию, перечислены в ч. 2 ст. 1 и ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Виды работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, которые должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ)), включены в перечень, утвержденный на основании ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Необходимость членства в саморегулируемой организации или наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к осуществлению того или иного вида деятельности может быть установлена и иными законами
Следует учитывать, что согласно ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ. Хотя конкретное содержание требований к участникам закупки о соответствии их требованиям законодательства п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ не раскрывает, по смыслу этой нормы, на наш взгляд, такие требования должны быть непосредственно связаны с предметом контракта. Иначе говоря, при осуществлении закупки заказчик вправе требовать наличия у подрядчика лицензии (свидетельства о допуске), если без такой лицензии контракт не может быть исполнен. Именно этой позиции придерживается правоприменительная практика (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2015 N Ф07-807/14, постановление Седьмого ААС от 12.01.2015 N 07АП-11920/14).
При закупке строительных работ заказчику необходимо определять отношение тех или иных работ к работам, включенным в Перечень, самостоятельно с привлечением технических специалистов. Следует учитывать, что в настоящее время нормативно не урегулирован вопрос о том, необходимо ли генеральному подрядчику иметь свидетельство о допуске на те виды работ, которые будут выполняться субподрядчиками. В письме Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2877 указано, что участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (генподряд) или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки.
2. Запрет на закупку работ, услуг у организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (отменен 31 мая 2017 года пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 31.05.2017 N 244).
До 31 мая 2017 года действовал запрет, установленный п. 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 (далее - Постановление N 1457). В соответствии с этой нормой на территории Российской Федерации было запрещено выполнение любых работ, а также оказание любых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд следующим лицам:
- организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики;
- организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Как было указано в примечании к Перечню, запрет не распространялся на работы (услуги), выполнение (оказание) которых предусмотрено контрактами, заключенными до дня вступления в силу Постановления N 1457, на срок действия таких контрактов.
Минэкономразвития России и ФАС России в письме от 28.04.2016 NN 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 высказывали общую позицию по поводу установления рассматриваемого запрета.
По мнению представителей ведомств, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг вправе были установить запрет, предусмотренный п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением N 1457, как на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, так и на основании ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Применение для установления запрета любого из перечисленных положений Закона N 44-ФЗ являлось надлежащим исполнением Постановления N 1457.
Как указано в письме, соответствие участника закупки требованиям Постановления N 1457 подтверждалось сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРЮЛ или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из ЕГРИП или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве ИП в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица). При этом отмечено, что нормами Закона N 44-ФЗ уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении конкурса, запроса предложений, закрытого аукциона или направление их оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе. А при проведении запроса котировок выписка из ЕГРЮЛ или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) предоставляются при заключении контракта.
Кроме того, специалисты Минэкономразвития России и ФАС России полагали, что дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требовалось. Такой вывод был основан на том, что действующее законодательство не содержит порядка подтверждения отсутствия такого контроля над организацией, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
Тема
Единые требования, предъявляемые к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах