Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
Дополнительные требования к участникам закупок по Закону N 44-ФЗ, помимо единых требований, предусмотренных ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, могут быть установлены Правительством РФ в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
В случае установления Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок заказчики обязаны устанавливать такие дополнительные требования при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещении о проведении закупки и документации о закупке (ч.ч. 4, 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, см. также п. 8 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017)).
Согласно ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в случаях, когда дополнительные требования установлены, комиссии по осуществлению закупок обязаны проверять соответствие участников закупки таким требованиям. При этом перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Отсюда следует, что соответствие дополнительным требованиям к участникам закупки всегда должно подтверждаться путем предоставления документов, предусмотренных нормативными актами.
Дополнительные требования, установленные на основании ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Это могут быть требования, в том числе, к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В настоящее время действуют только дополнительные требования, установленные приложением N 1 и приложением N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99).
Дополнительные требования, предусмотренные приложением 1 к Постановлению N 99, устанавливаются для случаев проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Дополнительные требования, предусмотренные приложением 2 к Постановлению N 99, установлены только в отношении участников конкурса с ограниченным участием для участия в закупках, предусмотренных ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ.
В этой связи следует иметь в виду, что первое предложение ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ устанавливает возможность осуществления закупок товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, не только путем проведения конкурса с ограниченным участием, но и путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент). Второе же предложение ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ буквально говорит, что "к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием". Полагаем, что при формулировании данной нормы была допущена ошибка юридической техники, поскольку, с учетом первого предложения той же части "закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием" фактически не существует. Вероятно, имелось в виду, что при проведении закупок указанных товаров, работ, услуг способами, иными, чем конкурс с ограниченным участием, не должны применяться дополнительные требования, установленные только для этого способа. Такие требования установлены приложением 2 к Постановлению N 99 в отношении закупок указанных в п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только контрагенты, имеющие необходимый уровень квалификации (наряду с перечнем случаев отнесения товаров, работ, услуг к таковым). Соответственно, при закупке тех же товаров, работ, услуг иными способами, предусмотренными ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, дополнительные требования не устанавливаются (см. также письмо Минэкономразвития России от 10.04.2015 N Д28и-992).
В отношении же указанных в п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ работ, услуг дополнительные требования установлены приложением 1 к Постановлению N 99 для случаев проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. (К вышеупомянутым работам, услугам относятся работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов; работы, услуги, связанные с необходимостью допуска контрагентов к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.) Следовательно, указанные дополнительные требования устанавливаются и при закупке соответствующих работ, услуг перечисленными выше способами (см. также письмо ФАС России и Минэкономразвития России от 28.08.2015 NN 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15, письмо Минэкономразвития России от 11.07.2016 N Д28и-1754*(1)), но не путем проведения запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного контрагента. Это же касается закупок иных товаров, работ, услуг, в отношении участников которых дополнительные требования установлены приложением 1 к Постановлению N 99, поскольку данное приложение определяет необходимость установления дополнительных требований при проведении закупок определенными в нем способами, но не выбор способа закупки (см. также вышеприведенное письмо ФАС России и Минэкономразвития России от 28.08.2015 NN 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15, письма Минэкономразвития России от 24.06.2015 N Д28и-1843, от 27.05.2015 N Д28и-1361).
Дополнительные требования, установленные на основании ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
В силу ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг. В настоящее время такие дополнительные требования не установлены.
______________________________
*(1) Заметим, что ранее Минэкономразвития России в письме от 27.05.2015 N Д28и-1385 высказывало противоположное мнение: "заказчик вправе осуществить закупку работ по сохранению объектов культурного наследия путем проведения электронного аукциона; при этом дополнительные требования к участникам, указанные в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99, не устанавливаются". Однако полагаем, что текущая практика будет ориентироваться, скорее, на позицию, высказанную позднее, тем более - согласованную с ФАС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах