Критерии оценки заявок на участие в закупках по Закону N 44-ФЗ и общие правила их применения
Критерии для оценки заявок на участие в закупках, окончательных предложений (далее - заявки) установлены ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ. Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены на основании ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Из п. 2 Правил следует, что они применяются только при проведении конкурсов и запросов предложений, причем в последнем случае - только если заказчиком на основании ч. 2 ст. 32 Закона N 44-ФЗ не установлены иные критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений участников запроса предложений.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок могут использоваться следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (критерий эксплуатационных расходов);
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (критерий характеристик объекта);
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (критерий квалификации участника).
Пункт 4 Правил делит критерии оценки заявок ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ на стоимостные (цены контракта и эксплуатационных расходов) и нестоимостные (критерии характеристик объекта и квалификации участника). При этом п.п. 25 и 27 Правил приводят показатели, которые могут быть включены в нестоимостные критерии оценки.
Из ч. 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ следует, что использование всех вышеуказанных критериев не обязательно: критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых - по смыслу нормы, в любом случае - является цена контракта. Пунктом 6 Правил предусмотрено, что использование критерия эксплуатационных расходов возможно только если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов.
Вместе с тем, хотя ч. 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ такой возможности не предусматривает, законом предусмотрены исключения из общего правила об обязательности использования критерия цены контракта, при оценке заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения следующих категорий контрактов:
1) контрактов, предусматривающих закупку товара или работы, последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контрактов жизненного цикла), в случаях, установленных Правительством РФ (ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). в этом случае для оценки заявок участников закупки заказчик вправе вместо критериев цены контракта и эксплуатационных расходов на и ремонт товаров, устанавливать критерий стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Этот критерий включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (ч. 3 ст. 32 этого Закона).
2) контрактов на приобретение товаров, работ, услуг, на которые в соответствии с законодательством РФ установлены фиксированные государством цены (тарифы). В этом случае заказчик вправе не использовать критерии цены контракта и эксплуатационных расходов вовсе (ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).
3) контрактов на создание произведений литературы или искусства. В этом случае величина значимости критерия цены контракта может быть снижена до 0% суммы величин значимости всех критериев, то есть фактически также не использоваться (ч. 6 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, согласно ч. 5 ст. 32 Закона N 44-ФЗ составляет 100%, при этом величина значимости критерия эксплуатационных расходов не должна превышать величину значимости критерия цены контракта. Значимость критериев оценки согласно абзацу четвертому п. 11 Правил должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к данным Правилам.
Вместе с тем установлены требования к определению величин некоторых критериев для отдельных ситуаций.
Так, ч. 6 ст. 32 Закона N 44-ФЗ устанавливает минимальную сумму величин значимости критериев цены контракта и эксплуатационных расходов (а если критерий эксплуатационных расходов не используется - величины значимости только критерия цены контракта) в размере не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев для случаев определения подрядчика или исполнителя для заключения контрактов на приобретение
исполнения (как результат интеллектуальной деятельности),
финансирование проката или показа национального фильма,
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.
При определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства это правило применяется с учетом упомянутой возможности снижения величины значимости критерия цены контракта до 0% суммы величин значимости всех критериев.
Также из этого специального правила установлено исключение на предусмотренный ч. 8 ст. 37 Закона N 44-ФЗ случай применения заказчиком антидемпинговых мер в рамках закупки научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, при котором значимость величины критерия жестко зафиксирована в размере 10% (об оценке заявок в данном случае см. также ответ по пункту 5 письма Минэкономразвития России от 04.08.2014 N Д28и-1590).
Кроме того, согласно абзацу пятому п. 11 Правил в случае осуществления закупки строительных работ, за исключением случая проведения конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса, при котором к участнику предъявляются дополнительные требования, предусмотренные ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан установить показатель критерия квалификации участника "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема". При этом значимость этого показателя должна составлять не менее 50% значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Используемые критерии и величины их значимости заказчик обязан указать в документации о закупке, не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (ч. 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ). Разъяснения относительно установления нестоимостных критериев даны в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 11.12.2014 NN 31047-ЕЕ/Д28и, АЦ/50997/14.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки (п. 11 Правил). Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения) (п. 14 Правил). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер (п. 15 Правил).
Тема
Оценка заявок на участие в закупке по Закону N 44-ФЗ
См. также
Особенности закупок по Закону N 44-ФЗ для заключения контрактов жизненного цикла
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах