Определение предмета контракта на выполнение подрядных работ на проектирование и строительство
При формировании предметов контрактов на выполнение подрядных проектных и строительных работ необходима подготовка специальных технических документов - задания на проектирование, технической документации, которые включаются в документацию о закупке.
Такая необходимость вытекает из требований Гражданского кодекса РФ, на нормах которого, в том числе, основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 данного Закона). Причем заключаемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ контракты являются гражданско-правовыми договорами (п. 3 ч. 1 ст. 1 этого Закона). В частности, из ссылок, приводимых в п. 1 ст. 763 ГК РФ, видно, что к государственным и муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ применяются нормы параграфов 4 или 5 главы 37 ГК РФ соответственно, а также общие положения о подряде (параграф 1 главы 37 ГК РФ), если иное не установлено правилами Гражданского кодекса РФ об этом виде договора (п. 2 ст. 702 ГК РФ). К контрактам бюджетных учреждений, не являющимся государственными или муниципальными контрактами, указанные нормы применяются по умолчанию, поскольку ни одной нормой не предусмотрено иного.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ согласно ст. 758 ГК РФ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. При этом в силу п. 1 ст. 759 ГК РФ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Состав исходных данных при проектировании объектов капитального строительства определяется в соответствии с ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ). Пункт 1 ст. 759 ГК РФ также допускает, что задание на проектирование может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком, и оно становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Однако из ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ следует, что в извещении об осуществлении закупки и в документации о закупке заказчик должен определить объем выполняемых работ.
Соответственно, с учетом приведенных норм, объем проектных работ определяется заданием на проектирование (см., например, постановления Второго ААС от 14.05.2015 N 02АП-2926/15, Одиннадцатого ААС от 24.02.2015 N 11АП-959/15).
В свою очередь, по договору строительного подряда, на основании которого выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы (п. 2 ст. 740 ГК РФ), подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ).
Следует также учитывать, что в соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В связи с этим заметим, что, как видно из вышеприведенной ст. 758 ГК РФ, понятие "техническая документация" практически равнозначно понятию "проектная документация" (см. также, например, решение Комиссии ФАС России по делу от 24.11.2014 N К-1714/14).
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании технической (проектной) документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. Таковая документация готовится по договору (контракту) подряда на выполнение проектных работ. (Заметим, что это не означает, что если проектная документация предусматривает применение тех или иных конкретно определенных, в частности - товарными знаками, товаров, то контракт может предусматривать применение только таких товаров, а не их эквивалентов. Подробнее об этом смотрите в отдельном материале).
В отношении работ по текущему ремонту объектов капитального строительства, которые на практике также относят к строительным работам, необходимости подготовки проектной (технической) документации законом не установлено. Хотя, безусловно, такая документация может быть подготовлена и в этом случае, поскольку закон этого и не запрещает. Именно поэтому Закон N 44-ФЗ указывает, что определение начальной (максимальной) цены контракта в отношении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства обязательно должно осуществляться проектно-сметным методом, но в отношении работ по текущему ремонту - только может определяться этим методом (ср. п. 2 ч. 9 и ч. 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем, обращаем внимание, объем работ определяется именно технической (проектной) документацией. Смета является только расчетом цены выполняемых работ (п.п. 1, 3, 4 ст. 709 ГК РФ). Соответственно, отсутствие в смете тех или иных работ, которые указаны в технической (проектной) документации, на наш взгляд, не имеет значения для необходимости их выполнения в рамках контракта.
Поскольку Законом N 44-ФЗ не предусмотрены отдельная разработка и (или) предоставление данных документов, следует исходить из того, что задание на проектирование, техническая документация, необходимая для выполнения работ по строительству должны являться частью документации о закупке. В отношении технической документации при закупке строительных работ аналогичные разъяснения даны в письме Минэкономразвития РФ от 14.10.2014 N ОГ-Д28-7888.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что по общему правилу предмет контракта не может включать работы по проектированию и строительству одного объекта, поскольку объем работ по строительству может быть определен только после выполнения и приемки работ по проектированию.
Тем не менее ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов установлены Правилами заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 N 563, которые вступят в силу 1 июля 2017 года. Соответственно, в ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ речь идет именно об исключении.
Кроме того, есть исключения, установленные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 в составе контрактов жизненного цикла (данный вид контрактов рассмотрен в отдельном материале).
Тема
Описание объекта закупки и формирование предмета контракта
См. также
Особенности закупок по Закону N 44-ФЗ для заключения контрактов жизненного цикла
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах