Определение характеристик объекта закупки диапазоном значений и точными значениями
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен руководствоваться, помимо прочего, правилом, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Эти требования должны применяться в неразрывной связи с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, согласно которой документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данные требования применяются при подготовке документации о закупке любым способом (см. п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 50, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 73, п. 1 ч. 4 и п. 1 ч. 6 ст. 83, п. 1 ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ).
В свою очередь заявка на участие в закупке должна содержать конкретные показатели, характеристики товара, предлагаемого к поставке. В частности, показатели, характеристики товара должны быть конкретными, позволяющими отличить один товар от другого, на что указывалось в письме Минэкономразвития России от 12.04.2011 N Д22-577. Данные разъяснения давались в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), однако мы полагаем, что они остаются актуальными, поскольку такие требования вытекают из норм Гражданского кодекса РФ, на котором основывался Закон N 94-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона) и на котором основывается Закон N 44-ФЗ (см. ч. 1 ст. 2 этого Закона). Это необходимо в том числе в силу того, что без согласования предмета контракта он может быть признан незаключенным в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ.
Этот принцип наиболее ярко выражен в нормах, регулирующих проведение электронного аукциона. Согласно п.п. 1, 3 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе должна, помимо согласия участника закупки на поставку или применение при выполнении работ, оказании услуг товара, описанного в документации о закупке, либо, если участник предлагает к поставке, применению иной товар, - наименования такого товара, в любом случае содержать и конкретные показатели предлагаемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе. В случае несоответствия характеристик предлагаемого товара значениям, указанным в документации, заявка отклоняется (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ). В этом контексте системный анализ норм Закона N 44-ФЗ, в первую очередь - п. 2 ч. 2 ст. 51 и ч. 3 ст. 53, п. 1 ч. 3 ст. 73 и ч. 7 ст. 78, ч. 10 ст. 83, п. 2 ч. 2 ст. 88 и ч. 4 ст. 89 этого Закона, показывает, что те же правила должны применяться и при иных способах закупки.
В то же время необходимо учитывать, что в ряде случае характеристики товара не могут быть выражены абсолютно точными цифрами, поскольку технология производства товаров такого класса неизбежно приводит к тому, что характеристики отдельного экземпляра или отдельной партии лежат в определенном диапазоне, в рамках которого потребительские свойства такого товара должны считаться равными. В таком случае, по нашему мнению, если характеристики предлагаемого к поставке товара определяются диапазоном значений, лежащим внутри диапазона, определенного документацией о закупке, они должны считаться соответствующими этой документации. В этой связи мы полагаем, что указание ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, что документация о закупке должна содержать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также значения показателей, которые не могут изменяться, следует понимать так, что если значения каких-либо показателей должны быть указаны именно в виде твердого значения, документация должна содержать соответствующие указания. Аналогичная точка зрения отражена в п. 4 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616, ответе по вопросу 1 письма Минэкономразвития России от 10.12.2014 N Д28и-2796. В случае, если заявка содержит значения показателей, не соответствующие требованиям документации о закупке, - точные значения там, где документация требует указания диапазона значений, или, напротив, диапазон значений там, где документация требует указания точных значений, заявка может быть отклонена (см., например, тему 2 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2014)). Если же документация о закупке не содержит указаний относительно того, какие показатели должны быть определены диапазоном значений, а какие - точными значениями, возможно возникновение споров относительно правомерности отклонения заявки, в которой указаны диапазон значений тех показателей, которые заказчик хотел видеть точными, или, напротив, - заявки, в которой указаны точные значения там, где, по мнению заказчика, должен быть указан диапазон. В отсутствие в документации о закупке вышеназванных указаний отклонение заявки может быть признано неправомерным (см., например, постановление Девятого ААС от 31.03.2015 N 09АП-6400/15). Причем само отсутствие таких указаний может рассматриваться как свидетельство утверждения документации о закупке, не соответствующей закону, что влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (см., например, тему 5 Обзора административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2015), тему 4 Обзора практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2015)).
Безусловно, также может возникнуть вопрос о правомерности установления заказчиком требований об определении тех или иных показателей в заявке на участие в закупке точными показателями или диапазоном значений. Мы полагаем, что данный вопрос не может иметь общего ответа, и в случае возникновения такого спора окончательно разрешить его может только суд, исходя из конкретных обстоятельств дела. С одной стороны, определение тех иных показателей каким-либо диапазоном или, напротив, точным значением может приводить к тому, что требованиям документации о закупке сможет соответствовать только один товар. Это, безусловно, противоречит общим принципам закупки. С другой стороны, показатели характеристик товара устанавливаются заказчиком исходя из его фактически сложившихся потребностей. Для определения правомерности требований к определению значений характеристик товара суд может опираться на результаты технической экспертизы, информацию от производителей товара и другие доказательства. Также и, может быть, даже в первую очередь, могут приниматься в расчет требования технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, которые должны применяться при описании объекта закупки в силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ (см., например, постановление Тринадцатого ААС от 03.10.2014 N 13АП-17939/14), хотя, исходя из потребностей заказчика, требования к товару, содержащиеся в документации о закупке могут быть и строже, чем требования стандартов (см., например, постановления АС Уральского округа от 14.04.2015 N Ф09-1427/15, Шестнадцатого ААС от 06.05.2015 N 16АП-756/15).
Тема
См. также
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах