Запрет на включение в описание объекта закупки по Закону N 44-ФЗ требований к участникам закупки
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для исполнения контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом N 44-ФЗ.
Для правильного понимания данной нормы необходимо, на наш взгляд, учитывать следующее.
С одной стороны, требования к участникам закупки, как обязательные, так и те, которые заказчик вправе установить по своему усмотрению, перечислены в ст. 31 Закона N 44-ФЗ, причем исчерпывающим образом - заказчик не вправе устанавливать иных требований (ч. 6 указанной статьи). Несоответствие этим требованиям является основанием для отстранения участника закупки в конкретной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказа от заключения с ним контракта. При этом ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в частности, допускает установление Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в виде требований к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Однако такие требования могут быть установлены только для осуществления закупок путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
С другой стороны, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ является одним из критериев оценки заявки. Заметим, что в данном определении понятие "квалификация участника закупки "включает в себя и его деловую репутацию, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых (специалистов той или иной квалификации), финансовых и других ресурсов
Таким образом, на наш взгляд, очевидно, что в речь идет о запрете установления под видом требований к товарам требований к участникам закупки, перечисленных в ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, если подтверждение соответствия им выступает в качестве условия допуска к участию в той или иной процедуре закупки, либо в качестве условия заключения контракта по итогам такой процедуры. В то же время при проведении конкурсов или (хотя в этом случае, с учетом ч. 2 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, и необязательно) запросов предложений квалификация участников закупки выступает в качестве одного из критериев оценки заявки участника, когда соответствие участника закупки установленным требованиям может сделать его победителем.
Отдельно выскажемся по поводу "требований к производителю". Закон N 44-ФЗ в любом случае не позволяет ограничить число участников производителями товаров, и сама ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не говорит о таком ограничении. Поэтому в данном случае, по нашему мнению, в ней фактически также говорится о требованиях к участнику, частично дублируя запрет на установление требования к наличию производственных мощностей. То есть запрещается требовать, чтобы участник или производил товар сам и его производственные мощности соответствовали тем или иным требованиям, либо чтобы он заключил договор с иным лицом, располагающим такими производственными мощностями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах