Обеспечение исполнения гарантийных обязательств по контракту по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе, а при закупке машин и оборудования - обязан установить требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара.
На практике иногда возникает вопрос об обеспечении гарантийных обязательств, который Законом N 44-ФЗ не решен. Заметим, что нормами ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) этот вопрос был частично урегулирован. Согласно п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ заказчик в указанных в этих нормах случаях был обязан определить обязательства о предоставлении гарантий производителя и поставщика на товар, а также обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в указанном там же размере - от 2% до 10% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Безусловно, хотя Закон N 44-ФЗ не предусматривает предоставления обеспечения гарантийных обязательств, но он и не запрещает установление такого требования. При этом согласно принципу свободы договора, закрепленному в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ стороны договора свободны в установлении любых не противоречащих закону условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Соответственно, заказчик вправе установить в контракте условие об обеспечении также и исполнения гарантийных обязательств.
В этой связи встает вопрос о соотношении обеспечения исполнения контракта и исполнения гарантийных обязательств. Из абзаца четвертого Перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 N 1005, можно сделать вывод, что обеспечение гарантийных обязательств входит в обеспечение исполнения контракта.
Между тем, правомерность включения обеспечения гарантийных обязательств в обеспечение исполнения контракта представляется небесспорным по следующим основаниям.
Исходя из п.п. 1, 5 ст. 454, п. 2 ст. 525, ст. 526 ГК РФ обязательства поставщика по контракту на поставку товаров сводятся, в конечном итоге, к обязанности передать заказчику в собственность определенный контрактом товар. Равным образом из ст. 702, п. 2 ст. 763 ГК РФ следует, что обязательства подрядчика по контракту на выполнение подрядных работ сводятся в целом к выполнению работ и передаче заказчику их результата. Также и по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность) (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Исходя же из ст.ст. 470, 722 ГК РФ, гарантия качества товара, результата работ - это письменные заверения продавца, что качество товара, результата работ будет соответствовать установленным к нему требованиям на протяжении определенного - гарантийного - срока. В течение этого срока по смыслу п. 2 ст. 476, п. 3 ст. 724 ГК РФ заказчик вправе предъявить требования, вытекающие из передачи товара, результата работ ненадлежащего качества. Именно исполнение данных требований и следует считать гарантийными обязательствами. Полагаем, что то же применимо и к гарантиям по договору оказания услуг - на основании ст. 783 ГК РФ или хотя бы на основании аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
Нетрудно заметить, что гарантийные обязательства отдельны от основных обязательств по контракту. Причем если основные обязательства по контракту должны быть исполнены в соответствии с условиями контракта в установленные им сроки (ст.ст. 506, 508, 708, 783 ГК РФ), то гарантийные обязательства только могут возникнуть, в случае выявления недостатков уже после исполнения основных обязательств, но в течение гарантийного срока, а могут и не возникнуть.
При этом обязательства по обеспечению являются самостоятельными по отношению к обязательствам, которые они обеспечивают - основным обязательствам (п.п. 2, 3 ст. 329 ГК РФ). Соответственно, обеспечение каждого основного обязательства является самостоятельным обязательством.
Отсюда можно сделать вывод, что обеспечение основных обязательств по контракту и обеспечение гарантийных обязательств - два разных обязательства.
При этом можно также заметить, что размер обеспечения, установленный ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, рассчитывается из начальной (максимальной) цены контракта, которая, в свою очередь, рассчитывается из стоимости товаров, работ, услуг (см. ст. 22 Закона N 44-ФЗ). То есть начальная (максимальная) цена контракта не включает стоимость гарантийных обязательств, тем более, что она объективно и не может быть определена заранее. Также согласно ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в ходе исполнения контракта контрагент вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения. В этом можно усмотреть то, что размер обеспечения, предусмотренное законом, соотносится именно со стоимостью основных обязательств по контракту.
Из всего вышесказанного можно, в свою очередь, сделать вывод, что под обеспечением исполнения контракта, о котором говорится в ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ и других нормах этого Закона, понимается обеспечение исполнения именно основных обязательств по контракту. Обязанность предоставления именно такого обеспечения установлена законом в качестве условия для заключения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
В связи с этим обращает на себя внимание, что из ряда разъяснений регулирующих органов следует, что они придерживаются схожей позиции, допуская, однако, что обеспечение одновременно основных и гарантийных обязательств может предоставляться в ряде отдельных случаев.
Так, Минэкономразвития России неоднократно указывало, что установление срока предоставления обеспечения исполнения контракта должно осуществляться с учетом срока исполнения основного обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Гарантийный срок не включается в срок действия обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев при которых условиями контракта на выполнение работ предусмотрены гарантийные обязательства подрядчика в отношении объекта, созданного в результате выполнения таких работ (см., например, письма от 09.12.2014 N Д28и-2724, от 07.10.2014 N Д28и-2103, от 23.12.2014 N Д28и-2770, от 30.06.2016 N Д28и-1662, ответ на вопрос 2 письма от 13.10.2014 N Д28и-2088). А в письме от 31.12.2014 N Д28и-2865 указано, что обязательства исполнения контракта распространяются исключительно на срок действия контракта. Гарантийные обязательства не требуют дополнительного обеспечения, за исключением случаев, предусмотренных контрактом. Заказчик обязан вернуть денежные средства, представленные в качестве обеспечения исполнения контракта, после исполнения основного обязательства, если контрактом не предусмотрено, что указанные денежные средства возвращаются после окончания срока гарантийных обязательств.
Минфин России, в свою очередь, указывает в письме от 02.07.2014 N 02-02-07/32132, что заказчик не вправе отказать в заключении контракта при отсутствии обеспечения гарантийного обязательства. Вместе с тем, по мнению министерства, требование о предоставлении обеспечения гарантии качества может включаться в документацию о закупке. При этом поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику банковскую гарантию, обеспечивающую как основное, так и гарантийное обязательство.
Заметим, однако, что если исходить из того, что обеспечение основных и гарантийных обязательств - два отдельных разных обязательства, а закон требует обеспечения именно основных обязательств по контракту в определенном размере, то предоставленное в силу закона обеспечение обеспечивает всем своим объемом именно основное обязательство. С этой точки зрения положения ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ о возможности уменьшении размера обеспечения по мере исполнения контракта, могут пониматься и так, что после приемки заказчиком товара (результата работ, услуг) в объеме, предусмотренном контрактом, контрагент вправе претендовать на возврат ранее предоставленного обеспечения в полном объеме. Гарантийные же обязательства являются отдельными, и размер их обеспечения должен исчисляться отдельно.
Исходя из этой точки зрения, требовать предоставления обеспечения исполнения гарантийных обязательств заказчик может только если это предусмотрено контрактом и только отдельно от предоставления обеспечения исполнения контракта, в отдельно определенном размере. Заметим, что именно таким образом предоставление гарантийных обязательств и было предусмотрено п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закон N 94-ФЗ. (Хотя, безусловно, одна банковская гарантия может содержать и два обязательства - как обеспечение как основных обязательств по контракту, так и обеспечение гарантийных обязательств).
Какой-либо правоприменительной практики, прямо разрешавшей описанную коллизию, нам обнаружить не удалось, в случае возникновения разногласий по данному вопросу разрешить их сможет только суд.
Тема
Обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
См. также
Изменение размера обеспечения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, в ходе его исполнения
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой