Предоставление денежных средств как способ обеспечения заявки на участие в конкурсе, аукционе по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ одним из способов обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе (далее - заявка) является внесение денежных средств. Как видно из рассматриваемых ниже норм, обеспечение заявки денежными средствами является условием принятия заявки к рассмотрению. Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок указывается в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение) и в документации о закупке (далее - документация) (п. 7 ст. 42, п.п. 1 и 9 ч. 3 ст. 49, п. 10 ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 64, п. 4 ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ). Такой порядок различен для участников конкурса, закрытого аукциона и для участников электронного аукциона.
При проведении конкурса, закрытого аукциона до момента подачи заявки денежные средства в требуемом размере должны быть перечислены на счет, реквизиты которого указаны в извещении и документации и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (п. 9 ч. 3 ст. 49, п. 10 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 44, п. 5 ч. 2 ст. 51, п. 4 ч. 2 ст. 88 Закона N 44-ФЗ участник конкурса, закрытого аукциона признается предоставившим обеспечение заявки в виде внесения денежных средств, если он представил в составе заявки документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя (далее также контрагент), и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства поступили на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Подтверждающими документами признаются платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки, или копия этого платежного поручения. Обратим внимание, что установление требования о представлении участниками закупки в составе заявки не предусмотренных законом информации и документов влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Если денежные средства не поступили на указанный заказчиком счет, то участник признается не предоставившим обеспечение заявки, а, следовательно, заявка является не соответствующей документации о закупке. В этом случае заявка на участие в конкурсе отклоняется (ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ), в отношении участника закупки, подавшего заявку на участие в закрытом аукционе, принимается решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе (ч. 4 ст. 89 Закона N 44-ФЗ).
При проведении электронного аукциона до момента подачи заявки денежные средства, в отношении которых оператором электронной площадки (далее - оператор) не осуществлено блокирование операций, в требуемом размере должны находиться на лицевом счете участника аукциона для проведения операций по обеспечению участия в аукционе на счете оператора электронной площадки (далее - лицевой счет участника), определяемом при аккредитации на электронной площадке (ч. 16 ст. 44, ч. 5 ст. 61 Закона N 44-ФЗ). Обеспечение заявки осуществляется путем именно блокирования операций по лицевому счету участника, подавшего заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки (ч. 18 ст. 44 Закона N 44-ФЗ). Блокирование должно быть осуществлено в течение 1 часа с момента получения заявки оператором.
При отсутствии к моменту подачи заявки на лицевом счете участника денежных средств в достаточном количестве участие в электронном аукционе невозможно, заявка будет возвращена участнику оператором (ч. 16 ст. 44, п. 5 ч. 11 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Денежные средства, предоставленные участником конкурса, аукциона в качестве обеспечения заявки, либо возвращаются этому участнику, либо остаются у заказчика в случаях, предусмотренных положениями Закона N 44-ФЗ. Такие случаи рассматриваются в отдельных материалах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах