Общие требования к порядку проведения закупок по Закону N 223-ФЗ. Положение о закупке
Закон N 223-ФЗ называет некоторые из возможных способов закупки, прежде всего - конкурсы и аукционы, причем ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ раскрывает их существо: выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора. Вместе с тем, ч. 3 ст. 3, п. 1 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ оговаривает, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки. Среди таких способов п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ упоминает закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя, то есть, по смыслу норм закона, без применения конкурентных процедур. Какого-либо закрытого перечня способов закупки Закон N 223-ФЗ не дает. Также Закон N 223-ФЗ практически не определяет порядка проведения даже конкурсов и аукционов, не говоря уже о способах, не предусмотренных этим Законом. Следует учитывать, что ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ установлены особенности закупки продукции машиностроения при реализации инвестиционных проектов, включенных в соответствующий реестр (далее - инвестиционные проекты). Однако эти особенности касаются, скорее, планирования закупок (согласования ряда вопросов, определяющих условия закупки с координационным органом Правительства РФ - Правительственной комиссией по импортозамещению (далее - Комиссия) (ч. 5 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, п. 1 Положения о Правительственной комиссии по импортозамещению, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 N 785)) и не затрагивают непосредственно условий выбора и порядка проведения способов закупки.
Соответственно, порядок проведения процедур (способов) закупки должен быть установлен положением о закупке, утверждаемым органами управления самого заказчика (ч.ч. 2, 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ) (см. также письма Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317, от 16.01.2015 N Д28и-69). Закон N 223-ФЗ содержит только отдельные указания относительно конкретных деталей порядка проведения закупки вообще и отдельных процедур в частности.
Закон N 223-ФЗ устанавливает только общие принципы и основные положения закупки. Согласно ст. 3 Закона N 223-ФЗ к принципам закупки относятся:
- информационная открытость закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Принцип информационной открытости реализуется в виде установленной ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ обязанности заказчика по размещению информации о закупке, в том числе содержащейся в перечисленных в этой норме документов, в единой информационной системе (далее - ЕИС) и (или) на сайте заказчика в сети "Интернет" (ч.ч. 7, 13 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Также согласно ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ по решению Комиссии заказчиками, реализующими инвестиционные проекты, в ЕИС размещаются также перечни машиностроительной продукции, необходимой для реализации указанных инвестиционных проектов. Подробнее вопрос об особенностях закупок при реализации указанных инвестиционных проектов рассмотрен в отдельном материале.
Исключения, указанные в самой ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, когда информация о закупке не размещается в ЕИС, предусмотрены ч.ч. 15 и 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Эти исключения разделяются на две категории:
1) закупки, сведения о которых не могут быть размещены в ЕИС в силу того, что такие сведения составляют государственную тайну, или поскольку закупки определены Правительством РФ в качестве таких, сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС (ч.ч. 15, 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
2) закупки, информацию о которых заказчик вправе не размещать в ЕИС, - закупки, перечисленные в п.п. 2 и 3 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, а также закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей, - 500 тысяч рублей (п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Кроме того, Комиссия вправе определить виды машиностроительной продукции или конкретные закупки такой продукции, необходимой для реализации инвестиционных проектов, информация о которых не подлежит размещению в ЕИС (п.п. 2, 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ).
Подробнее обязанность заказчика размещать информацию о закупках и исключения из этой обязанности рассмотрены в отдельном материале.
Из требований ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ к размещению информации вытекают и определенные общие требования к порядку проведения закупки. Очевидно, что:
- заказчик должен подготовить и разместить в ЕИС извещение о закупке, документацию о закупке и проект договора, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 15, 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (исключения из этого исключения рассматриваются в материале, посвященном размещению информации о закупках);
- в эти извещение и документацию могут вноситься изменения;
- заказчик обязан давать участникам закупки разъяснения положений документации о закупке;
- в ходе закупки составляются протоколы (очевидно, о результатах отдельных этапов и закупки в целом).
Сроки размещения извещения о закупке и документации о закупке Закон N 223-ФЗ устанавливает только для случаев проведения конкурсов и аукционов - не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Также ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ установлено ограничение сроков изменения извещения и документации о проведении конкурса или аукциона: если изменения в них внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, этот срок должен быть продлен так, чтобы он составлял не менее чем 15 дней со дня размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания подачи заявок.
Сроков размещения в ЕИС извещений и документации об иных, помимо конкурсов и аукционов, способах закупки, сроков внесения в них изменений, сроков предоставления разъяснения положений документации о закупке, сроков проведения отдельных этапов закупки, равно как и сроков составления протоколов об их итогах и итогах закупки в целом Закон N 223-ФЗ не устанавливает. Установлены только сроки размещения изменений, вносимых в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснений положений такой документации - в течение 3 дней со дня принятия решения об их внесении, предоставлении (ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), и протоколов, составляемых в ходе закупки, - не позднее чем через 3 дня со дня их подписания (ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). В отношении предоставления разъяснений положений документации о закупке указывается лишь, что формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки таких разъяснений устанавливается документацией о закупке (п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Также Закон N 223-ФЗ не регулирует вопросов, связанных с формой и содержанием заявки на участие в закупке, обеспечением участия в закупках, обеспечением исполнения контракта, отменой закупки, случаями признания закупки несостоявшейся и последствиями такого признания. Указывается лишь, что требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке должны быть установлены документацией о закупке (п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Равным образом, Закон N 223-ФЗ не регулирует требований, предъявляемых к объектам закупки, к участникам закупки, к оценке заявок на участие в закупках. Лишь ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ оговаривает, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Заметим, что из указания ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ о том, что документация о закупке должна содержать сведения, определенные положением о закупке, и общего принципа регламентирования закупочной деятельности заказчика именно положением о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), следует, что положения извещения о закупке и документации о закупке должны соответствовать нормам положения о закупке.
Соответственно, все вышеуказанные вопросы должны быть урегулированы в положении о закупке.
Заметим, что по вопросу об определении в положении о закупке срока заключения договора по итогам закупочной процедуры, Верховный Суд РФ придерживается позиции, что такой срок обязательно должен быть указан в положении о закупке. При этом он не должен быть менее 10 дней со дня подведения итогов торгов либо размещения результатов торгов на сайте в сети "Интернет", поскольку такой срок установлен ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" для обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном указанной статьей. Такой подход применялся в отношении различных конкурентных закупочных процедур, не являющихся торгами (см. п. 12 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом ВС РФ 16.03.2016, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 02.02.2016 N 309-КГ15-14384, определение ВС РФ от 14.08.2015 N 309-КГ15-9420). Поэтому можно сделать вывод, что указанная позиция ВС РФ актуальна при определении в положении о закупке срока заключения договора по итогам любых конкурентных способов закупки.
При разработке положения о закупке следует учитывать, что согласно п. 6 ст. 447 ГК РФ правила, предусмотренные ст.ст. 448 и 449 ГК РФ, применяются к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений. На практике суды иногда исходят из того, что нормы Гражданского кодекса РФ о торгах применяются и к иным конкурентным способам закупки (см., например, постановление Первого ААС от 27.04.2015 N 01АП-385/15), хотя эта точка зрения представляется не бесспорной.
В том же случае, если заказчик не утвердил и (или) не разместил в ЕИС положение о закупке, то в силу ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, он руководствуется положениями Закона N 44-ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке. Иными словами, в этом случае заказчик вправе проводить только процедуры, которые предусмотрены Законом N 44-ФЗ, руководствуясь нормами этого Закона, регулирующими порядок проведения таких процедур, за исключением тех положений, которые он не может применять, не являясь заказчиком по Закону N 44-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Тема
Общие требования к порядку проведения закупок
См. также
Требования к участникам закупки по Закону N 223-ФЗ
Размещение информации о закупке по Закону N 223-ФЗ
Извещение о закупке по Закону N 223-ФЗ
Документация о закупке по Закону N 223-ФЗ. Техническое задание
Описание объекта закупки (предмета договора) по Закону N 223-ФЗ
Обеспечение участия в закупках Закону N 223-ФЗ
Отмена закупки по Закону N 223-ФЗ
Признание закупки по Закону N 223-ФЗ несостоявшейся
"Сложные" (закрытые, неодноэтапные) закупки по Закону N 223-ФЗ
Закупки заказчиков, руководствующихся Законом N 223-ФЗ, не применяющими положение о закупке
Формы документов
Положение о закупке товаров, работ, услуг
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах