Договор (контракт), заключаемый по итогам закупок
Регламентация содержания, условий исполнения, изменения и расторжения договоров (контрактов), заключаемых по итогам закупки, входит в предмет регулирования и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). (Заметим, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ контракт является именно гражданско-правовым договором).
Так, согласно определению, данному в п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) или, если данным Законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента, - с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Закон N 223-ФЗ не раскрывает понятия "закупка", и каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу в настоящее время также нет. Однако ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ обязывает заказчика принять положение о закупке, которое является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон N 44-ФЗ содержит требования к содержанию контракта, как сведенные в единую ст. 34 этого Закона, так и вытекающие из требований к описанию объекта закупки, установленных ст. 33 Закона N 44-ФЗ, и иных общих норм этого Закона, и дополнительно регулирует формирование условий контрактов, заключаемых по итогам конкурентных способов закупки (процедур определения контрагента) (см. ч.ч. 1, 5 ст. 54, ч.ч. 2-6, 10, 14 ст. 70, ч. 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83, ч. 4 ст. 91 Закона N 44-ФЗ), ставит жесткие ограничения возможности изменения и расторжения контрактов (ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 223-ФЗ, в свою очередь, оставляет большую часть регулирования процесса закупки на усмотрение самого заказчика в рамках утверждаемого органами управления заказчика положения о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Хотя отдельные требования к содержанию договора, заключаемого в соответствии с Законом N 223-ФЗ, и к его изменению следуют из норм этого Закона.
При этом из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 2, 2.1, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ следует, что сферы действия этих Законов не пересекаются. Таким образом, что закупки осуществляются либо в соответствии с Законом N 223-ФЗ, либо с Законом N 44-ФЗ, а значит, к закупкам применяются требования или одного закона или другого. Более того, в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ если заказчик, руководствующийся этим Законом, не разместил в единой информационной системе положение о закупке, он обязан до дня размещения в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ утвержденного положения о закупке руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ, но только в части определения контрагента. Соответственно, по нашему мнению, положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся условий контракта, его изменения и расторжения, не должны применяться и в этом случае.
Из государственных, муниципальных учреждений вопрос о применении норм Закона N 44-ФЗ в отсутствие положения о закупке актуален только для автономных. Бюджетные учреждения в отсутствие положения о закупке руководствуются Законом N 44-ФЗ в целом при проведении любых закупок, а казенные учреждения при закупках всегда руководствуются нормами Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 1, 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Подробнее положения Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ, касающиеся условий контракта, его изменения и расторжения, рассматриваются в отдельных материалах.
Безусловно, и к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, и к договорам, заключаемым в соответствии с Законом N 223-ФЗ, применяются и положения Гражданского кодекса РФ, на нормах которого основаны оба этих Закона (см. ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ и ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Однако в рамках настоящей Энциклопедии применение этих норм рассматривается постольку, поскольку оно связано с применением специальных норм, установленных Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах