Объем работ, услуг по контракту по Закону N 44-ФЗ
Отнесение к существенным условиям объема работ или услуг, подлежащих выполнению или оказанию по контракту, следует как из норм Закона N 44-ФЗ, так и из норм Гражданского кодекса РФ, на которых, в том числе основан данный Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ) и которые должны применяться к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами этого Закона (см. также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По договору, в частности, строительного подряда в силу п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Также по договору на выполнение проектных и изыскательских работ объем работ определяется заданием на проектирование (п. 1 ст. 759 ГК РФ). Приведенные нормы Гражданского кодекса РФ применяются к государственным и муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ также и в силу указания на соответствующие нормы в п. 1 ст. 763 ГК РФ. Равным образом по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, то есть совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Пункт 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, определяющий содержание извещения об осуществлении закупки, а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ - частично и документации о закупке, содержит требование о включении туда краткого изложения условий контракта. Поименованные в п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ условия контракта должны быть отнесены к существенным. Это следует из указания п. 1 ст. 432 ГК РФ, что к таковым относятся, в том числе, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и указания ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, что контракт заключается на условиях, установленных извещением о закупке, документацией о закупке и заявкой на участие в закупке участника закупки, с которым заключается контракт. Напрямую п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ указывает среди таких условий только количество товара, не называя объем работ или услуг. Однако одновременно он устанавливает специальное правило для случаев, когда при заключении ряда категорий контрактов на выполнение работ и оказание услуг объем подлежащих выполнению работ, подлежащих выполнению услуг невозможно определить.
Такая возможность признается для:
- работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования,
- услуг связи,
- юридических услуг,
- медицинских услуг,
- образовательных услуг,
- услуг общественного питания,
- услуг переводчика,
- услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа,
- гостиничных услуг,
- услуг по проведению оценки*(1).
При заключении контрактов на закупку таких работ, услуг п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ допускает указание в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке цены запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цены единицы работы или услуги и установление условия, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Иными словами, объем работ, услуг в таких случаях не определятся в извещении о закупке, документации о закупке в принципе. По контексту очевидно, что речь идет об исключении, а значит по общему правилу объем выполняемых работ, оказываемых услуг должен быть определен при заключении контракта.
В этой же связи, наконец, следует обратить внимание на то, что ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, устанавливая общее правило, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, одновременно устанавливает и исключения для изменения таких условий по соглашению сторон, в том числе и касающиеся изменения количества товара, объема работ или услуг (п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, объем работ или услуг по контракту является его существенным условием, поскольку оно названо таковым в законе. На необходимость указания объема услуги (или цены единицы услуг в случае вышеописанного исключения) указано и в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2738.
Кроме того, из приведенных выше п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 779 ГК РФ можно сделать вывод, что в контракте должно быть определено содержание работ, то есть составляющие предмет контракта виды работ. В отношении строительных, проектных и изыскательских работ это определенно следует из также приведенных выше п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 759, п. 1 ст. 763 ГК РФ. Причем техническая документация, задание на проектирование, определяющие содержание таких работ, должны включаться в документацию о закупке (данный вопрос рассмотрен в отдельном материале).
Особенности изменения объема работ по контракту рассматриваются в отдельном материале.
______________________________
*(1) На практике могут быть выявлены и другие случаи, когда объем работ, услуг по контракту невозможно определить заранее. Однако п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в данном случае устанавливает именно исключение, о чем говорится в настоящем материале, а потому данный в нем перечень следует считать закрытым.
Тема
Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ
См. также
Определение предмета контракта на выполнение подрядных работ на проектирование и строительство
Техническая документация и смета по договору строительного подряда
Составление смет для определения цены контракта по Закону N 44-ФЗ
Изменение объемов и (или) содержания работ и цены по контракту по Закону N 44-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах