Условия контракта по Закону N 44-ФЗ о цене и объеме исполнения
Из ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ следует, что контракт в любом случае должен содержать взаимосвязанные условия о цене и о количестве товара, объеме работ, услуг, приобретаемых по контракту (далее - объем исполнения), которые могут быть сформированы в 3 вариантах:
- ориентировочное значение цены контракта либо формула и максимальное значение цены контракта - в случаях, установленных Правительством РФ;
- цены(-а) единиц (-ы) товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта - если объем исполнения по контракту невозможно определить на момент его заключения (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). В этом случае объем исполнения определяется заявками заказчика и их фактическим исполнением (ч. 1, п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
- цена контракта, устанавливаемая за весь объем исполнения в целом, - во всех прочих случаях.
Данные требования установлены без каких-либо оговорок в отношении видов контрактов, видов приобретаемых товаров, работ, услуг или способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент), по итогам которых заключается контракт. Следовательно, они относятся ко всем контрактам, заключаемым по итогам любых процедур определения контрагента. В связи с этим обратим внимание, что согласно ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта с единственным контрагентом, в том числе, например, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (за исключением контрактов на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), заказчик вправе не применять к такому контракту требования чч. 4 - 9, 11 - 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале), однако ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не упоминается. Соответственно, требования ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ распространяется и на контракты, заключаемые с единственным контрагентом, в том числе - по основаниям, упомянутым в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (см. также письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 N Д28и-846, от 11.07.2016 N Д28и-1755. Эти письма направлялись до внесения в ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ изменений, снимавших ограничение на определение в контракте цен единиц товаров, работ, услуг, однако в части распространения на контракты с единственным контрагентом требований этой нормы они, полагаем, остаются актуальными).
Контракты, заключаемые по итогам конкурентных процедур определения контрагента, в силу ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ заключаются на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее - извещение) или приглашением принять участие в закрытой процедуре определения контрагента (далее - приглашение), (при закрытых закупках) документацией о закупке (далее - документация), заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. (Установленное этой нормой исключение - когда указанные документы не предусмотрены законом - относится только к закупкам у единственного контрагента (см. ст. 42, ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ)). При этом п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, требуя обязательного включения в извещение (а в силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ - при закрытых закупках в документацию) условия о цене контракта, определяет необходимость его указания в тех же вариантах:
- ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта - в случаях, установленных Правительством РФ на основании ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ;
- начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта - если количество товаров, объем работ, услуг, приобретаемых по контракту невозможно определить на момент его заключения (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);
- начальная (максимальная) цена контракта - во всех прочих случаях.
Случаи, когда в контракте указываются формула цены и ее максимальное значение, установлены на основании ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19. Определение цены контракта и количества товаров, объема работ или услуг по контракту в таких случаях рассмотрены в отдельном материале.
Число случаев, когда количество товаров, объем работ, услуг, приобретаемых по контракту (далее - объем исполнения), невозможно определить на момент его заключения, ни ч. 24 ст. 22, ни ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не ограничивают, как не устанавливают и условий или порядка их определения.
Безусловно, следует учитывать специфику существа обязательств, складывающих в связи с закупкой тех или иных товаров, работ, услуг. В частности, объем работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в принципе должен быть заранее определен проектной документацией (см. отдельный материал по данному вопросу). Очевидным образом это применимо и к, допустим, купле-продаже недвижимости, приобретению существующих объектов интеллектуальной собственности или прав на них и т. п. - всего многообразия таких случаев заранее предвидеть невозможно. Однако в тех случаях, когда необходимость твердого определения объема исполнения не следует из существа отношений по их приобретению и не предусмотрена каким-либо специальным законом, Закон N 44-ФЗ ее также не устанавливает.
Соответственно, случаи заключения контрактов без определения твердого объема исполнения заказчики определяют по своему усмотрению, в зависимости от своих потребностей и конкретных обстоятельств.
В случаях, предусмотренных ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, в силу ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт должен содержать порядок определения объема исполнения - количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика. При этом согласно ч. 1, п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракте должно быть указано, что оплата по контракту осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из фактического исполнения (фактически поставленного количества товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги), но не выше максимального значения цены контракта.
Полагаем очевидным, что для государственных и муниципальных заказчиков максимальное значение цены контракта определяется суммами лимитов бюджетных обязательств, выделенных на те или иные цели, а для иных бюджетных учреждений и унитарных предприятий - суммами, предусмотренными их планами финансово-хозяйственной деятельности.
При этом в контракте должна(-ы) быть указана(-ы) и цена единицы товара, работы, услуги. Это следует из ч. 1 ст. 34, подп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 1 ч. 14 ст. 73, ч. 8 ст. 74, ч. 13 ст. 75, ч. 8 ст. 76 Закона N 44-ФЗ, а также обычных логики и здравого смысла.
Во всех прочих случаях определяется цена контракта - сумма оплаты за весь объем исполнения по контракту (количества товара, подлежащего поставке, объема работы или услуги, подлежащих выполнению). При этом согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Обратим внимание, что определение цены контракта как "твердой" не означает, что такая цена должна оставаться неизменной ни при каких обстоятельствах. На это, собственно, указывает и сама ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, устанавливая, что не допускается изменение существенных условий контракта при его заключении и исполнении, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Пункт 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ допускает изменение ряда условий контракта при его заключении по итогам электронного конкурса, электронного аукциона, закрытого электронного конкурса, закрытого электронного аукциона. Случаи, когда существенные условия контракта могут быть изменены после его заключения, установлены в ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Пункт 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, а также некоторые нормы ст. 95 Закона N 44-ФЗ прямо предусматривают изменение, в том числе, условия именно о цене контракта (пп. 1.1, 1.2, 1.3, 5 - 7 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Иными словами, определение цены как "твердой" означает только, что она определяется в твердой сумме, и не может изменяться иначе, чем по соглашению сторон, например, в зависимости от фактического исполнения, как это предполагается в отношении контрактов, в которых указываются цены единиц товаров, работ, услуг или формула цены.
При этом, поскольку закон не содержит оговорок об обратном, указание ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ о том, что изменение существенных условий контракта допускается только в случаях, установленных этим Законом, распространяется и на контракты, объем исполнения по которым не определяется на момент их заключения, и на контракты, цена которых определяется формулой.
Соответственно, и цена контракта, и цены единиц товара, работы, услуги, и формула цены по общему правилу должны оставаться неизменными на всем протяжении исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Заметим, что подавляющее количество случаев допустимости изменения условий контракта, предусмотренное 95 Закона N 44-ФЗ, касается возможности изменения именно цены контракта. И не все нормы, устанавливающие возможность изменения цены контракта, могут быть применены к изменению условия о цене контракта, объем исполнения которого не был определен при его заключении. Окончательно решить вопрос о таком применении может только практика, однако одним из возможных вариантов определения воли законодателя является то, что цены товаров, работ, услуг по контракту, объем которого не был определен на момент его заключения, не должны меняться в принципе.
В п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ прямо указано, что эта норма не применяется к случаям, предусмотренным ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Подробнее случаи допустимости изменения условий контракта и их применимость к контрактам различных типов рассмотрены в отдельном разделе настоящей Энциклопедии.
Причем поскольку Закон N 44-ФЗ не устанавливает иного, предложенная контрагентом цена должна включаться в контракт в неизменном виде, независимо от применяемой контрагентом системы налогообложения (подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале).
В отдельных случаях контракт может, а контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства - должен, содержать расчет цены контракта - смету. В таких случаях и расчет начальной (максимальной) цены контракта должен осуществляться путем составления сметы. Однако смета, обосновывающая цену контракта, не обязательно должна соответствовать смете, обосновывающей начальную (максимальную) цену контракта. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Также ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт. Очевидно, что это правило применимо только к тем случаям, когда контрактом определяется его цена в целом, за поставку всех товаров, выполнение всех работ, оказание всех услуг.
Тема
Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ
См. также
Определение НМЦК, НЦЕ, цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ
Учет НДС при определении цены контракта по Закону N 44-ФЗ
Составление смет для определения цены контракта по Закону N 44-ФЗ
Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах