Составление смет для определения цены контракта по Закону N 44-ФЗ Составление сметы при определении цены работ предусмотрено нормами Гражданского кодекса РФ, на которых, в том числе, основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 данного Закона) и которые должны применяться к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами самого этого Закона (см. также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
В соответствии с п. 3 ст. 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. А по договору строительного подряда, на основании которого выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту предприятия, здания, сооружения или иного объекта, а также монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы (п. 2 ст. 740 ГК РФ), подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). Эти общие нормы Гражданского кодекса РФ дополняются указанием п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (далее - строительные работы) описание объекта закупки должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с чч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Частью проектной документации строительных работ объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50%, является смета (п. 4 ч. 13 ст. 48 ГрК РФ, пп. 7, 28, 30, 31, 42 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87). Такая смета составляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов в силу ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ. На это указывает и ч. 9.2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
В этой связи следует иметь в виду, что чч. 9, 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено применение проектно-сметного метода для определения начальной (максимальной) цены контракта (далее также - НМЦК), цены контракта с единственным подрядчиком в случаях заключения следующих контрактов: 1) контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации (см. также пп. 13 - 14.4 ст. 1 ГрК РФ) - обязательно; 2) контрактов на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, - обязательно; 3) контрактов на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений (см. также ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ) - по усмотрению заказчика. Из сказанного выше видно, что эта разница вытекает из того, что составление сметы для выполнения работ по текущему ремонту, в отличие от работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, не обязательно.
Однако следует иметь в виду и то, что из приведенных норм также следует, что составление сметы является только способом определения цены, иного значения она в соответствии с законом не имеет.
При проведении закупки конкурентными способами смета, составленная заказчиком в соответствии с чч. 1, 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, только обосновывает НМЦК. Непосредственно же цена контракта, заключаемого по итогам конкурентных процедур, как это следует из подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 1 ч. 14 ст. 73, ч. 8 ст. 74, ч. 13 ст. 75, ч. 8 ст. 76 Закона N 44-ФЗ, определяется предложением контрагента, определенного по итогам соответствующей процедуры. Заказчик не может корректировать эту цену в одностороннем порядке.
В то же время, как в тех случаях, когда законом предусмотрено наличие сметы, как в случае с заключением контракта строительного подряда, так и в тех случаях, когда составление сметы предусмотрено описанием объекта закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки или (при закрытых закупках) в документацию о закупке (п. 1 ч. 2 ст. 42, подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ), - в силу ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, смета, безусловно, должна прилагаться к контракту.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 21.11.2024 N 24-06-09/116134, если в размещенном в составе извещения проекте контракта предусмотрена смета на выполнение работ, то итоговая стоимость каждой позиции в такой смете пересчитывается заказчиком пропорционально коэффициенту снижения НМЦК от цены соответствующей позиции.
Однако ни одна норма закона не указывает, что составленная им смета должна соответствовать смете, разработанной заказчиком для обоснования НМЦК. Более того, в соответствии с ч. 6.1 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. Причем составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом РФ сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Приведенная норма не указывает, кто должен готовить такую смету. Однако поскольку представляется очевидным, что только подрядчик может знать все нюансы формирования предложенной им цены, в частности включения или невключения в цену НДС (см. также, например, пп. 8 - 11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889)*(1), то и представить смету, то есть расчет этой цены, может только он. Безусловно, смета при этом подлежит утверждению заказчиком и вступает в силу после такого утверждения, как это и предусмотрено п. 3 ст. 709 ГК РФ.
При этом, поскольку согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, применяются только в установленных законом случаях, а цены на подрядные работы не регулируются, правоприменительная практика исходит из того, что сметные нормативы, утверждаемые различными государственными органами или учреждениями, для частных организаций обязательной силы не имеют (см., например, постановление ФАС Московского округа от 18.09.2008 N КГ-А41/8488-08). Именно этим, на наш взгляд, и объясняется внесение в Закон N 44-ФЗ ч. 6.1 ст. 110.2.
Соответственно, главное - чтобы расчет цены контракта, заключаемого по итогам конкурентного способа закупки, данный в смете, соответствовал цене, предложенной подрядчиком в ходе соответствующей процедуры. По нашему мнению, заказчик вправе также отклонить смету, представленную подрядчиком, если она не соответствует технической документации (например, не содержит тех или иных работ) или очевидным образом искажает механизм ценообразования цены работ в целом (например, очевидным образом завышает цену подготовительных работ по отношению к цене работ в целом), хотя в последнем случае обоснованность отклонения сметы в случае возникновения спора сможет определить только суд. К сожалению, нам не удалось обнаружить официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, которые бы подтверждали эту точку зрения. Также заметим, что поскольку смета является только расчетом цены, а то, на наш взгляд, наличие ошибок, упущения тех или иных работ в смете, даже и утвержденной заказчиком, не освобождает подрядчика от обязанности выполнения всех работ по контракту, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или (при закрытых закупках) документацией о закупке (в том числе технической документацией, если она включалась в извещение или в документацию о закупке). Более подробную аргументацию смотрите в прилагаемых материалах.
Что касается сметы, прилагаемой к контракту, заключаемому с единственным подрядчиком, то такая смета, независимо от того, какая из сторон ее составила, может иметь силу только при достижении согласия на это обеих сторон, что также следует из п. 3 ст. 709 ГК РФ. К сожалению, действующие нормы Закона N 44-ФЗ не устанавливают механизм такого согласования. При проведении закупок строительных работ путем проведения закрытого конкурса смета, определяющая цену работ, предложенную участником такой закупки, с которым заключается контракт, может быть представлена в составе заявки в рамках предложения о цене контракта, цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц (п. 1 ч. 7 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). При проведении закупок строительных работ путем проведения электронного конкурса, закрытого электронного конкурса или электронного запроса котировок допустима аналогичная возможность представления сметы в качестве предложения о цене - одного из документов в составе заявки (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 43, ч. 2 ст. 48, ч. 1 ст. 50, ч. 7 ст. 75 Закона N 44-ФЗ), поскольку закон не устанавливает каких-либо требований о форме, виде такого предложения, в частности не сводя его к указанию фиксированной суммы. Однако фактическая реализация такой возможности, безусловно, будет зависеть от функционала электронных площадок (в том числе специализированных), на которых будут проводиться соответствующие закупки. Во всех вышеприведенных случаях смета, представленная в составе заявки участника закупки, с которым заключается контракт, должна учитываться при формировании проекта такого контракта (подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51, ч. 13 ст. 75 Закона N 44-ФЗ), хотя при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур возможность ее приложения к контракту также может зависеть от функционала единой информационной системы.
При закупке строительных работ путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, закрытого электронного аукциона возникает коллизия. При этих способах закупки предложения о цене подаются в текущем режиме и выражаются в фиксированных суммах, ниже начальной (максимальной) цены контракта или начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (чч. 2, 3 ст. 49, ч. 4 ст. 74, ч. 3 ст. 76 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, смета в принципе не может быть представлена до завершения аукциона. При этом исходя из имеющихся у него информации и документов заказчик может составить смету только снизив все содержащиеся в ней расценки на коэффициент снижения цены, определенный исходя из начальной (максимальной) цены контракта и предложения участника закупки, с которым заключается контракт. При этом подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51, ч. 8 ст. 74, ч. 8 ст. 76 Закона N 44-ФЗ предусматривают только включение в проект контракта предложенной участником непосредственно цены контракта. При проведении электронного аукциона, закрытого электронного аукциона протокол разногласий к проекту контракта участника закупки, с которым заключается такой контракт, может содержать замечания только к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и заявке такого участника (подп. "а" п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). При проведении закрытого аукциона возможность составления протокола разногласий участником, с которым заключается контракт, не предусмотрена вовсе (ч. 14 ст. 73, ч. 8 ст. 74 Закона N 44-ФЗ). Практических выходов из этой ситуации, на наш взгляд, может быть два: или заказчик запрашивает смету у участника закупки, с которым заключается контракт, в процессе формирования проекта такого контракта (с момента определения победителя закупки запрет на переговоры с участниками закупки снимается (ст. 46 Закона N 44-ФЗ)); или заказчик составляет смету путем снижения содержащихся в ней расценок на коэффициент снижения цены, но при получении протокола разногласий исходит из того, что такая смета не соответствует заявке участника закупки, с которым заключается контракт, и рассматривает представленную смету на предмет утверждения.
____________________________ *(1) Вопросы, связанные со включением или невключением НДС в цену контракта, подробно рассмотрены в отдельном материале.
|
Тема Условия контракта по Закону N 44-ФЗ о цене и объеме исполнения
См. также Определение предмета контракта на выполнение подрядных работ на проектирование и строительство Проектно-сметный метод определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ Учет НДС при определении цены контракта по Закону N 44-ФЗ Практические ситуации
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах