Информация, обязательно включаемая в контракт по Закону N 44-ФЗ, но не относящаяся к его условиям
На практике часто возникают вопросы о возможности изменения некоторых сведений, содержащихся в контракте, или о возможности дополнения контракта этими сведениями. Речь идет о реквизитах сторон - наименовании, адресе, номере банковского счета и т.п., а также об источнике финансирования и идентификационном коде закупки (далее - ИКЗ). При решении данного вопроса, по нашему мнению, необходимо учитывать следующее.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее - извещение) или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда в соответствии с Законом N 44-ФЗ указанные документы не предусмотрены. Частью 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ установлен запрет на изменение условий контракта, за исключением случаев, предусмотренных самой ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ указано, что в извещении должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, помимо прочего, краткое изложение условий контракта, содержащее, в том числе, источник финансирования.
Указание источника финансирования является обязательным, на что указано в ответе по вопросу 2 письма Минэкономразвития России от 29.12.2014 N Д28И-2845, письме Минэкономразвития России от 31.01.2017 N Д28и-393.
Отсюда можно сделать вывод, что сведения об источнике финансирования являются условием контракта, наряду, например, с количеством товара и сроком поставки, и не подлежат изменению иначе, чем в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. В разъяснениях по вопросу 2 письма Минэкономразвития России от 28.09.2016 N Д28и-2634, письме Минэкономразвития от 02.10.2015 N Д28и-2965 прямо указано, что источник финансирования является существенным условием контракта.
Вместе с тем, по нашему мнению, по данному вопросу необходимо также учесть нормы Гражданского кодекса РФ, на которых основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Системный же анализ ст.ст. 307, 432, 525, 763 ГК РФ позволяет сделать вывод, что к собственно условиям контракта, в соответствии с которыми у сторон возникают их права и обязанности, относятся наименование, характеристики и количество поставляемых товаров (объем выполняемых работ, оказываемых услуг), место, срок доставки (поставки) товаров (выполнения работ, оказания услуг), сведения о цене контракта и включенных (не включенных) в нее расходах, сроки и условия оплаты поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). По нашему мнению, именно эти условия в силу ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ не могут быть изменены соглашением сторон или в одностороннем порядке.
Указание же источника финансирования фактически не является условием контракта, поскольку никак не влияет на права и обязанности сторон по контракту и фактически оно не зависит от воли сторон. По сути, такое указание является просто информационным сообщением даже с учетом того, что его включение в контракт обязательно в силу закона (см., например, постановление Четырнадцатого ААС от 02.04.2015 N 14АП-709/15).
Поэтому, по нашему мнению, заключение дополнительного соглашения о внесении в контракт изменения информации об источнике финансирования не будет противоречить положениям Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем можно обнаружить и противоположную практику (постановление Третьего ААС от 24.08.2015 N 03АП-3524/15), в связи с чем нельзя исключить риск признания неправомерным внесения в контракт изменений в части указания на источник финансирования.
Тем более не являются условиями контракта сведения о его сторонах, именуемые также "реквизитами сторон" - наименования (имена) сторон, места их нахождения и адреса, номера и другие реквизиты банковских счетов. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица определяются содержанием учредительного документа этого лица (п. 1 ст. 52 ГК РФ) и единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 52 ГК РФ), - содержанием только ЕГРЮЛ (пп. 3, 5 ст. 54 ГК РФ). Влияние на выбор контрагентом банка для заключения договоров банковского счета заказчик может оказывать только в тех случаях, когда Закон N 44-ФЗ предусматривает банковское сопровождение контракта (см. соответствующий раздел настоящей Энциклопедии). Контрагент же на выбор банка для заключения договоров банковского счета заказчиком в принципе оказывать не может.
В силу ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ ИКЗ обязательно указывается в контракте, в том числе заключаемом с единственным контрагентом (см. письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N Д28и-623). В силу п. 4 Порядка формирования идентификационного кода закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422 (далее - Порядок), формирование ИКЗ осуществляется заказчиком. При этом, как следует из п. 8 Порядка, ИКЗ, указанный в контракте, должен быть идентичен ИКЗ, содержащемуся в плане-графике. Таким образом, контрагент никак не участвует в формировании ИКЗ.
Соответственно, "реквизиты сторон" и ИКЗ - это данные, которые не требуют согласования и по своему существу условиями договора не являются. Их отсутствие или неправильное указание в договоре не может свидетельствовать о его недействительности или незаключенности, равно как и их изменение либо дополнение ими договора не может быть признано изменением его условий.
Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с одним из принципов контрактной системы - принципом открытости и прозрачности информация, предусмотренная Законом N 44-ФЗ и размещенная в единой информационной системе (далее - ЕИС), должна быть полной и достоверной. В ЕИС, в частности, размещаются информация и документы, включаемые в реестр контрактов, заключенных заказчиками (ч. 4 ст. 103 Закона N 44-ФЗ)*(1). К таким документам и информации относятся информация об источнике финансирования, часть реквизитов контрагента, ИКЗ и текст контракта (п.п. 2, 7, 9 и 12 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, для обеспечения полноты и достоверности сведений в ЕИС туда необходимо передавать информацию об изменении реквизитов контрагента и в целом любую информацию об изменениях текста контракта, даже не относящихся к изменениям условий контракта. Это обеспечивается оформлением внесения изменений в текст контракта дополнительным соглашением к контракту, которое и направляется в реестр контрактов, заключенных заказчиками, в течение 3 рабочих дней с даты подписания (п. 8 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
______________________________
*(1) В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Тема
Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ
См. также
Банковское сопровождение контракта по Закону N 44-ФЗ
Идентификационный код закупки по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах