Изменение количества товара, объема работ или услуг и цены при подписании контракта по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.
Как видно из приведенной нормы, она может быть применена только в том случае, если контракт заключается по результатам конкурса или аукциона, и если право на изменение контракта предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. Должны заметить, что нормы, позволяющие включить в документацию о закупке информацию о возможности изменения условий контракта при его заключении, содержатся как в положениях, регулирующих содержание конкурсной документации, документации об аукционе (см. п. 5 ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 64, п. 6 ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ), так и в положениях, регулирующих содержание документации о проведении запроса предложений (см. п. 4 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации допущена ошибка юридической техники, которая может быть исправлена либо исключением из п. 4 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ возможности добавления информации об изменении условий контракта при его заключении, либо добавлением в ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ возможности изменения условий контракта, заключенного по итогам запроса предложений. До внесения таких изменений, как нам представляется, следует руководствоваться ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, поскольку именно она позволяет изменять условия контракта. Иными словами, по нашему мнению, рассматриваемые изменения возможны только при заключении контрактов по итогам проведения конкурсов и аукционов, но не запросов предложений.
Кроме того, из буквального прочтения ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ для ее применения необходимо соблюдение следующих условий:
- контракт заключается на поставку товаров;
- право заказчика на увеличение количества товаров указано в конкурсной документации или документации об аукционе;
- увеличивается количество товара, который должен быть поставлен в соответствии с извещением о проведении торгов и документацией о торгах.
Первое условие следует из того, что нормы Закона N 44-ФЗ, прежде всего п. 3 ч. 1 ст. 1 этого Закона, регулируют заключение контрактов на поставку товаров, выполнение работ, указание услуг, в то время как ч. 18 ст. 34 Закон N 44-ФЗ упоминает только поставку товаров. Поэтому возможность применения этой нормы к контрактам на выполнение работ или оказание услуг по аналогии представляется сомнительной. К сожалению, официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики, прямо разрешавших бы данный вопрос, найти не удалось. Косвенное подтверждение изложенной точки зрения можно найти в решении ФАС России от 17.03.2016 N К-359/16.
Второе условие следует из прямого указания ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. По нашему мнению, во избежание разногласий документация должна содержать прямое указание на соответствующее право заказчика. Хотя при наличии разногласий в случае рассмотрения спора судом, полагаем, суд будет рассматривать положения документации в совокупности, учитывая, при наличии, и ее разъяснения (по аналогии со ст. 431 ГК РФ).
Третье условие следует из определения механизма увеличения цены контракта, поскольку цену, предложенную участником торгов, с которым заключается контракт, предлагается делить именно на количество товара, указанного в извещении. Отсюда очевидно, что приобрести иной товар с использованием того же механизма невозможно.
Как следует из ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, предусмотренное ей изменение не может производиться заказчиком в одностороннем порядке и для него требуется согласование с участником закупки, с которым заключается контракт. Специальной процедуры такого согласования законом не установлено, официальных разъяснений по данному вопросу в настоящее время нет. Поэтому предусмотренная ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ возможность увеличения количества поставляемого товара при заключении контракта с победителем конкурса или аукциона, как нам представляется, может быть реализована только в рамках процедуры заключения контракта по результатам конкурса или аукциона, установленной ст.ст. 54, 70, 91 Закона N 44-ФЗ соответственно.
При этом процедура заключения контракта по итогам электронного аукциона определенно допускает согласование увеличения количества товара строго в рамках самой этой процедуры. Заказчик может направить участнику аукциона, с которым заключается контракт, проект такого контракта, уже включающий предложения заказчика об увеличении количества поставляемого по контракту товара. В случае несогласия такой участник, в свою очередь, вправе направить заказчику протокол разногласий, указав, что условия контракта не соответствуют документации об электронном аукционе, на основании ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ.
Порядок заключения контракта по итогам конкурса не предусматривает возможности подписания протокола разногласий к контракту. В этой связи напоминаем, что ч. 1 ст. 46 Закона N 44-ФЗ устанавливает запрет на проведение переговоров с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений до выявления победителя указанного определения. Иными словами, проведение переговоров с победителем конкурса или с участником, с которым контракт заключается в случае уклонения победителя конкурса от заключения контракта, по вопросу увеличения количества товара, поставляемого по контракту, не будет нарушением закона.
Тема
Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ
См. также
Запрет на проведение переговоров с участниками закупки по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой