Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ в связи с увеличением или уменьшением в пределах 10% количества товара, объема работ, услуг
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта возможно по предложению заказчика увеличить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшить предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.
Из буквального прочтения пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что для ее применения необходимо наличие положений о возможности изменений и в документации о закупке, и в контракте, и только в случае закупки у единственного поставщика - исключительно в контракте. На этом основании представители Минэкономразвития России делают вывод о невозможности применения пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при запросе котировок, поскольку при таком способе закупки документация о закупке не составляется (см. письма от 09.12.2014 N Д28и-2771 и N Д28И-2758, от 23.11.2015 N Д28и-3411, от 18.04.2016 N Д28и-999). Аналогичной позиции придерживаются и специалисты Минфина России (см. письмо от 01.12.2017 N 24-03-07/79960).
Однако в судебной практике существует позиция, согласно которой Закон N 44-ФЗ не содержит запрета для применения положений пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в отношении контрактов, заключенных путем проведения запроса котировок (см. постановление Четырнадцатого ААС от 24.10.2016 N 14АП-7629/16).
В связи с изменением количества товара, объема работы или услуги пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускает изменение по соглашению сторон с учетом положений бюджетного законодательства РФ и цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.
Из этих положений можно сделать вывод, что при увеличении количества товара, объема работы или услуги стороны вправе, но не обязаны увеличить цену контракта, при уменьшении же - обязаны ее уменьшить.
Изменение, предусмотренное пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, возможно только в ходе исполнения контракта, то есть уже после его заключения (подписания сторонами), и только по соглашению сторон контракта. Соответственно, оформляется данное изменение путем подписания дополнительного соглашения к контракту (п. 1 ст. 452 ГК РФ).
В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (п. 8 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ), в течение 3 рабочих дней с даты внесения таких изменений*(1). Кроме того, информация об изменении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Отметим, что в п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) разъяснено, что стороны контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона.
Вопросы, возникающие при изменении первоначально предусмотренных контрактом количества товара, а также объема работ, рассмотрены в отдельных материалах.
______________________________
*(1) В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах