Изменение объемов и (или) содержания работ и цены по контракту по Закону N 44-ФЗ
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
По мнению Минэкономразвития России, изложенному в письме от 04.12.2015 N Д28и-3634, увеличение объема работ и цены контракта не более чем на 10% на виды работ или материалов, не указанные в извещении о закупке, документации о закупке, заявке и контракте, недопустимо. В случае возникновения необходимости в видах работ или материалов, не предусмотренных контрактом, их закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ.
Судебная практика по данному вопросу в настоящее время не сложилась.
Если предусмотренный приведенной нормой механизм уменьшения или увеличения количества товара и цены контракта относительно ясен, то с изменением объемов работ на практике могут возникать определенные вопросы, в частности, в случае обнаружения необходимости выполнения дополнительных объемов работ, не учтенных при подготовке контракта. Особенно это касается выполнения строительных работ в ситуации, когда, например, выявляются не обнаруженные при инженерных изысканиях особенности грунта.
Следует заметить, что фразы "увеличиваются (уменьшаются) предусмотренные контрактом количество товара, объем работы" и "изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги" могут означать, что речь идет об изменении количества, объема всех товаров, работ, услуг по контракту, поскольку контрактом устанавливается единая цена всех приобретаемых товаров, работ, услуг. В отношении изменения количества товаров такое толкование можно подтверждить указаниями пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ относительно определения цены единицы товара. Отсюда можно сделать вывод, что изменение количества товара, объема работ или услуг и цены контракта, предусмотренное пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, возможно только при одновременном одинаковом изменении количества всех товаров, объема всех работ или всех услуг и общей стоимости. Соответственно, стороны контракта не вправе изменить объем и цену только части видов товаров, работ, услуг, а остальные позиции оставить теми же.
В то же время можно обратить внимание на то, что пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ дает указание об определении цены единицы только товаров, поставляемых по контракту, но не единицы работ, услуг. Причем, в отсутствие оговорок об ином, следует полагать, что эта норма касается всех видов контрактов, в то время как его применение в вышеизложенном толковании в отношении тех же контрактов на выполнение строительных работ представляется затруднительным, поскольку по таким контрактам выполняются заведомо разнородные работы. В связи с этим заметим, что Минэкономразвития России в разъяснениях о применении пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ высказывает позицию об изменении как количества только отдельных видов товаров (см. письмо от 31.12.2014 N Д28И-2874), так и объема отдельных видов работ (от 31.12.2014 N Д28И-2884, от 04.12.2015 N Д28и-3634, от 01.03.2016 N Д28и-524). Более того, в письме Минэкономразвития России от 27.11.2015 N Д28и-3532 высказывается позиция, согласно которой положениями Закона N 44-ФЗ не запрещено одновременное увеличение и уменьшение количества разных видов товаров, работ, услуг в рамках одного контракта.
Считаем необходимым отметить, что законодательство не дает точного определения понятия "объем работ", хотя на практике оно может употребляться в разных значениях. В одних случаях под ним может пониматься объем трудозатрат - затрат труда рабочих и механизмов, объемов употребляемых, перемещаемых материалов и т.п., например, объемы грунта, перемещаемого при проведении земляных работ, количество проходов катка для уплотнения асфальтобетона, - необходимых для возникновения результата работ, предусмотренного контрактом. В других же случаях этим термином может определяться объем трудозатрат и материалов, затрачиваемых для обеспечения количественных, пространственных характеристик результата работ (например, "3 этажа здания", "10 км дорожного полотна"), изменение которых и будет именоваться изменением объема работ.
Изменение объема работ по первому определению, то есть объема трудозатрат, может дополнительно обосновываться, например, п. 5 ст. 709, ст.ст. 716, 744 ГК РФ. Так, согласно п. 5 ст. 709 ГК РФ если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. В силу ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан предупредить заказчика о непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи, а также о возможных неблагоприятных для заказчика последствиях выполнения его указаний о способе исполнения работы. А заказчик, в свою очередь, при наличии к тому оснований, обязан заменить непригодные или недоброкачественные: материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь либо изменить указания о способе выполнения работы. Согласно же п. 1 ст. 744 ГК РФ заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Как видим, по смыслу приведенных норм предусмотренные ими изменения в любом случае не являются изменениями предмета договора.
Говоря об объективных основаниях изменения объема работ следует иметь в виду, что согласно п. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Иными словами, если речь идет не о выявлении действительно не учтенных изначально обстоятельств, а, например, об увеличении объемов трудозатрат в пределах погрешностей математического расчета (например, не 1000 куб. м перемещаемого грунта, а 1050 куб м), заказчик вправе требовать от подрядчика выполнения работ по установленной контрактом цене.
В соответствии же со вторым определением изменение объема работ, - например, "строительство 4-го этажа", "реконструкция дополнительно 1 км дорожного полотна", - может быть квалифицировано как изменение предмета контракта, то есть описание фактически нового объекта закупки (см. п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, это можно счесть противоречащим вышеприведенным нормам Гражданского кодекса РФ, допускающим в ряде случаев изменение объема и (или) содержания работ по требованию одной из сторон, вызванному объективным обстоятельствам, но только в том случае, если это не меняет предмета договора. Вместе с тем, Закон N 44-ФЗ не содержит прямых запретов на увеличение объема работ вследствие изменения характеристик их результата. Кроме того, такое изменение объемов работ в большей степени аналогично увеличению количества товаров, которое прямо урегулировано пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Причем в отдельных случаях, например, при увеличении протяженности дорожного полотна, строящегося, реконструируемого или ремонтируемого по контракту, соответствующее соглашение сторон действительно может предусматривать пропорциональное увеличение объемов всех видов выполняемых работ.
Официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики, дающих прямой ответ на вопрос, в каком же смысле допускается изменение объемов работ в Законе N 44-ФЗ, нам найти не удалось. Заметим, что на наш взгляд, в том числе исходя из вышеприведенных примеров из практики (которыми практика хозяйственной деятельности явно не может быть охвачена в полном объеме), этот вопрос может и не иметь одного общего решения, и правомерность увеличения объемов работ, в том числе вследствие изменения тех или иных характеристик их результата, в том или ином случае должна определяться исходя из конкретных обстоятельств.
Тема
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах