Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Следует отметить, что из иных норм Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что для такого отказа подходит не всякое основание, предусмотренное Гражданским кодексом РФ.
Подробнее основания для расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ рассмотрена в отдельном материале.
Кроме того, в силу ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик, подрядчик, исполнитель (далее также контрагент) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения контрагента (п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). С определением основания для отказа заказчика от исполнения контракта по данной норме существуют проблемы, которые рассмотрены в отдельном материале;
- если в ходе исполнения заключенного в соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут (п. 2 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
- если в ходе исполнения заключенного в соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ, последний контракт расторгнут (п. 3 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Последними двумя вышеупомянутыми нормами предусмотрены и особенности порядка расторжения контрактов в соответствии с ними. Данные нормы являются достаточно специфичными и должны быть рассмотрены отдельных материалах.
Порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрен ч.ч. 10 - 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и рассмотрен в отдельном материале. Поскольку для отказа заказчика от исполнения контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ отдельного порядка не предусмотрено, полагаем, что при таком отказе также применяются указанные выше нормы, с соответствующими поправками. Данный порядок рассмотрен в отдельном материале.
В силу ч. 26 ст. 95 Закона 44-ФЗ информация о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС) в течение 1 рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта. Кроме того, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (п. 11 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ), в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта*(1).
Кроме того, информация о контрагенте, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Как указано в ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС России, который является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728), информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. После получения и проверки необходимых информации и документов ФАС России включает информацию о контрагенте заказчика в РНП в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ. Информация, содержащаяся в РНП, размещается в ЕИС и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ (ч. 17 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
______________________________
*(1) В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Тема
Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ
См. также
Основания для отказа заказчика от исполнения контракта по ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ
Основания для отказа заказчика от исполнения контракта по п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ
Общий порядок расторжения контракта при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта
Односторонний отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
Запрос предложений по Закону N 44-ФЗ при отказе заказчика от исполнения контракта
Требования к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
Формы документов
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах