Общий порядок расторжения контракта при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта
Порядок действий заказчика, желающего отказаться от исполнения контракта в одностороннем внесудебном порядке, предусмотрен ч.ч. 10 - 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Соблюдать его заказчик обязан (см. письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16).
Поскольку для отказа заказчика от исполнения контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено отдельной процедуры, при таком отказе применяются те же нормы, с поправкой в отношении случая, когда отказ осуществляется вследствие обнаружения несоответствия поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) установленным требованиям, на то, что исправление контрагентом допущенного нарушения (см. ниже) в данном случае не представляется возможным.
Как указано в ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом следует учитывать, что в таком случае решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 11 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Очевидно, что в случае отказа заказчика от исполнения контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ по причине несоответствия контрагента требованиям к участнику закупки проведение такой экспертизы не требуется, поскольку по указанному основанию контракт должен быть расторгнут даже в ситуации, когда нарушения со стороны контрагента отсутствуют.
Из ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть оформлено письменно.
Такое решение в силу этой же нормы не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты его принятия размещается в единой информационной системе (далее - ЕИС) и направляется контрагенту:
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу контрагента, указанному в контракте,
- телеграммой,
- посредством факсимильной связи,
- по адресу электронной почты,
- с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении контрагенту.
Выполнение заказчиком указанных выше требований считается надлежащим уведомлением контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом в соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления признается:
- дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту указанного уведомления либо
- дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по его адресу, указанному в контракте, либо
- дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС (при невозможности получения указанных подтверждения либо информации).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Однако в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта выполнены следующие действия:
- во-первых, устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения,
- во-вторых, заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Правило об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не должна применяться к случаям одностороннего отказа от исполнения контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ по причине несоответствия контрагента требованиям к участнику закупки, поскольку в этом случае исправление контрагентом допущенного нарушения (при его реальном наличии) не представляется возможным. Соответственно, при отказе от исполнения контракта по этому основанию контракт в любом случае считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах