Перемена лиц по контракту по Закону N 44-ФЗ
Перемена лиц на стороне поставщика (подрядчика, исполнителя)
Согласно ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), за исключением случая, если новый контрагент является правопреемником контрагента по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
В целях соблюдения запрета, вытекающего из приведенной нормы, необходимо учитывать следующее.
Во-первых, в ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ дан конкретный перечень форм реорганизации юридического лица, при которых возможна перемена контрагента по контракту, хотя закон предусматривает и иные формы реорганизации - разделение и выделение (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Полагаем, это связано с тем, что при преобразовании, слиянии, присоединении к вновь возникшему или реорганизованному юридическому лицу переходят все права и обязанности прежде существовавшего (существовавших) юридического лица в полном объеме (п.п. 1, 2, 5 ст. 58 ГК РФ). А при разделении и выделении к вновь создаваемым юридическим лицам переходит часть прав, определяемая передаточным актом (п.п. 3, 4 ст. 58 ГК РФ), что порождает возможность споров по вопросу о том, кому же перешли права и обязанности по конкретному договору (контракту). В любом случае, перечень форм реорганизации, данный в ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, следует считать исчерпывающим, а потому перемена контрагента при его реорганизации в форме разделения или выделения невозможна. Если заказчику поступает предложение от контрагента о перемене лица на его стороне ввиду проведения им реорганизации в форме разделения или выделения, заказчик может только требовать расторжения контракта и провести новую закупку. Применительно к реорганизации контрагента путем разделения аналогичные разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2852.
В случае если при выделении из юридического лица - контрагента заказчика по контракту передаточный акт не предусматривает переход прав и обязанностей по контракту к создаваемому путем выделения новому юридическому лицу, юридическое лицо, из которого выделяется новое, продолжает оставаться контрагентом по контракту и вопроса о перемене лица на его стороне не возникает. Необходимости расторжения контракта в таком случае законом не установлено.
Во-вторых, ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность перемены лица на стороне контрагента только при реорганизации юридического лица. Следовательно, если поставщиком является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, такая перемена невозможна. Например, в случае смерти наследник умершего контрагента не может стать новым контрагентом.
В связи с этим заметим, что утрата контрагентом - физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не влечет изменения стороны контракта (ею остается то же самое физическое лицо) и не приводит к невозможности дальнейшего выполнения им условий контракта. По смыслу положений ст. 17 ГК РФ гражданин обладает правоспособностью независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя. Прекращение регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не является основанием для прекращения его обязательств, возникших при осуществлении предпринимательской деятельности. По правовым последствиям оно не может быть приравнено к ликвидации юридического лица (ст. 419 ГК РФ) и не влечет прекращения обязательства невозможностью исполнения (ст. 416 ГК РФ) (см. также постановления Восьмого ААС от 14.08.2008 N 08АП-3256/2008, Президиума Алтайского краевого суда от 25.01.2011 N 44г-5). Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть не только индивидуальный предприниматель, но и не обладающее таким статусом физическое лицо. Следовательно, гражданин вполне может завершить исполнение контракта и после утраты статуса индивидуального предпринимателя.
В-третьих, поскольку возможность перемены лица на стороне контрагента установлена только для случаев реорганизации юридического лица, перемена лица на стороне контрагента - независимо, юридического лица или физического - по какому бы то ни было гражданско-правовому договору по общему правилу недопустима (см. также письмо Минэкономразвития России от 28.01.2015 N Д28и-151).
Исключение установлено ст. 111.2 Закона N 44-ФЗ: если иное не предусмотрено контрактом на оказание услуги по предоставлению кредита, право требования к заказчику по такому контракту может быть передано исполнителем в залог Центральному банку РФ в обеспечение исполнения его обязательств по кредитам Центрального банка РФ, а в случае обращения взыскания в установленном порядке на заложенное право требования - перейти к Центральному банку РФ.
Поскольку речь идет об императивной норме (п. 1 ст. 422 ГК РФ), то запрет на перемену лиц иначе, чем в случаях, указанных в ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не может быть снят условиями контракта.
Перемена лиц на стороне заказчика
Совсем иначе обстоит вопрос с переменой лица на стороне заказчика. Часть 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ лишь указывает, что в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику. Как видим, закон допускает перемену лица на стороне заказчика, не ставя каких-либо ограничений.
В то же время Закон N 44-ФЗ не регулирует порядка перемены лица на стороне заказчика. Соответственно, переход прав и обязанностей заказчика к другому лицу может осуществляться либо в порядке правопреемства при реорганизации (п. 1 ст. 129 ГК РФ), причем в любой форме, поскольку закон в данном случае ограничений не вводит, либо в порядке, предусмотренном главой 24 ГК РФ "Перемена лиц в обязательстве".
При этом в соответствии со ст. 392.3 ГК РФ в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга. Причем если для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК РФ), то перевод должником своего долга на другое лицо в силу п. 2 ст. 391 ГК РФ допускается только с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным. В то же время согласно тому же п. 2 ст. 391 ГК РФ если кредитор дает предварительное согласие на перевод долга, этот перевод считается состоявшимся в момент получения кредитором уведомления о переводе долга. Иными словами, если контракт включает в себя условие о возможности передачи заказчиком своих прав и обязанностей по нему, то заказчик вправе передать права и обязанности по контракту в любой момент.
Обращаем внимание, что передача государственным или муниципальным заказчиком своих прав и обязанностей по контракту, безусловно, должна осуществляться с учетом требований бюджетного законодательства.
В заключение отметим, что после перемены лица в контракте должны быть изменены сведения о его стороне, на которой произошла перемена лица. Такие сведения не относятся к условиям контракта и могут быть изменены в любое время. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Тема
Контракт по Закону N 44-ФЗ, его форма, условия, исполнение, расторжение
См. также
Реорганизация юридического лица
Информация, обязательно включаемая в контракт по Закону N 44-ФЗ, но не относящаяся к его условиям
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах