Возможная квалификация увеличения количества товаров, объема работ или услуг по договору по Закону N 223-ФЗ как новой закупки
Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ, которая, как и иные нормы Гражданского кодекса РФ, применяется к договорам, заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в силу ч. 1 ст. 2 этого Закона, изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.
Закон N 223-ФЗ не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, в том числе условий о количестве товаров (объеме работ, услуг), цене договора, сроке его исполнения. Более того, из ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ видно, что закон прямо предусматривает возможность изменения условий договора, требуя от заказчика только размещения информации о таком изменении в единой информационной системе (далее - ЕИС) и в реестре договоров, заключенных заказчиками.
Вместе с тем, по нашему мнению, необходимо иметь в виду следующее.
Понятие "закупка" нормами Закона N 223-ФЗ, к сожалению, четко не определено и каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу в настоящее время также нет. Однако определить это понятие можно из некоторых положений Закона N 223-ФЗ, например из указания п. 3 ч. 9 ст. 4 этого Закона, что в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора, указания ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, что одновременно с извещением о закупке и документацией о закупке публикуется проект договора. Кроме того, положение о закупке должно регулировать также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимается процедура выбора поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) для заключения с ним договора, само заключение договора и его исполнение. Отсюда же следует, что изменение договора закупкой не является.
Однако следует учесть, что согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. По правилам п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются, помимо прочего, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. К условиям, названным Законом N 223-ФЗ обязательными для согласования, можно отнести и количество товара, объем работ или услуг (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Следовательно, согласование таковых существенных условий может признаваться заключением договора, вне зависимости то того, каким образом поименован документ, в котором отражено таковое согласование (что следует из ст. 431 ГК РФ).
С учетом изложенного, следует обратить внимание на правовую позицию по вопросу о продлении договора аренды, изложенную в п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59. Согласно ей автоматическое продление договора аренды по окончании срока аренды при отсутствии заявления одной из сторон, предусмотренное условиями этого договора, означает, что фактически по окончании первоначального срока действия договора между сторонами начал действовать новый договор аренды, условия которого были идентичны условиям окончившегося договора. Логика этих разъяснений позволяет применить их к любому другому виду гражданско-правового договора, длящийся характер исполнения обязательств по которому непосредственно связан со сроком его действия. В частности, в отношении договора возмездного оказания услуг, например, услуг связи, можно сказать, что поскольку его предметом является совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ), то при продлении договора стороны согласовывают совершение новых действий, пусть и аналогичных выполняемым ранее (определенные в ранее подписанном договоре уже совершены).
В отношении закупок по Закону N 223-ФЗ может быть применен тот же подход с учетом того, что Закон N 223-ФЗ сам по себе не ограничивает условия выбора тех или иных способов закупки и не устанавливает каких-либо требований к наименованию документа, отражающего условия, заключаемого в соответствии с ним договора. Выбор способа закупки, в том числе - закупки у единственного контрагента, порядок заключения договора согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ определяется положением о закупке, утверждаемом самим заказчиком (подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале).
Следовательно, по нашему мнению, продление срока действия договора, подразумевающее приобретение нового количества товара, объема работ или услуг следует квалифицировать как новую закупку у единственного контрагента. При этом заказчик вправе, если это будет предусмотрено положением о закупке, заключить с единственным контрагентом новый договор путем подписания как называемого таким образом ("договором") документа, так и дополнительного соглашения к ранее заключенному договору, которое также может считаться новым договором.
Само по себе это не будет нарушением требований законодательства. Однако следует учитывать, что, как и всякая закупка, такая закупка должна быть отражена в плане закупок (ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), извещение и документация о ней, если данная закупка не подпадает под исключения, должны быть размещены в ЕИС (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), и информация о такой закупке должна быть передана в реестр договоров, заключенных заказчиками (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ).
Более того, в развитие данной логики, с учетом сказанного выше о согласовании существенных условий договора, может быть сделан вывод, что приобретение нового количества товаров, нового объема работ или услуг заказчиком, руководствующимся Законом N 223-ФЗ, в том числе и в изначально определенный условиями договора период его действия, также является новой закупкой. При таком подходе, увеличение количества товара, объема работ или услуг по договору без соблюдения вышеприведенных требований к порядку осуществления закупки может повлечь предъявление претензий контролирующих органов.
Безусловно, в этом случае возникает вопрос о разграничении новой закупки и "простого изменения" договора, в том числе изменения количества товара, объема работ или услуг, которое, как было показано выше, допускается законом. К сожалению, существующие нормы законодательства не позволяют этого сделать. По нашему мнению, можно исходить из того, что изменением, не являющимся новой закупкой, можно считать увеличение количества товаров, объема работ или услуг, изначально предусмотренное извещением о закупке, документацией о закупке и (или) условиями заключенного договора либо необходимость которого следует из причин, не зависящих от воли сторон (например, выявление необходимости выполнения дополнительных работ по договору подряда (п. 5 ст. 709, п. 3 ст. 743 ГК РФ)). (Заметим также, что поскольку ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ указывает, что документация о закупке должна содержать сведения, предусмотренные положением о закупке, можно сделать вывод, что возможность установления такого условия должна быть предусмотрена положением о закупке). Если же фактически согласовывается совершенно новое количество товара, новый объем работ или услуг, даже если такое соглашение именуется изменением или дополнением ранее заключенного договора, оно может считаться новым договором, а его заключение - новой закупкой. Ответ на вопрос, осуществляется ли в каждом отдельном случае закупка или просто изменение договора, зависит от конкретных обстоятельств.
Аналогичные по сути разъяснения в отношении автоматической пролонгации договора даны в письме Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2350.
Тема
Изменение и расторжение договора по Закону N 223-ФЗ
См. также
Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения: положение о закупке
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах