Порядок заключения государственного (муниципального) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком)
Статьей 528 ГК РФ урегулирован порядок заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров. Этот порядок применяется также при заключении государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных строительных работ (ст. 740 ГК РФ), проектных и изыскательских работ (ст. 758 ГК РФ) в силу п. 1 ст. 763, ст. 765 ГК РФ. Поскольку порядок заключения контрактов, в том числе государственных и муниципальных, по итогам конкурентных процедур урегулирован ст.ст. 54, 70, ч.ч. 11 - 15 ст. 78, ч. 17 ст. 83, cт. 91 Закона N 44-ФЗ, данный порядок может быть применен только при заключении государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком или единственным подрядчиком.
Согласно п. 1 ст. 528 ГК РФ проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними. Иными словами, в принципе, направление проекта контракта поставщиком заказчику по просьбе последнего допускается.
Затем в течение 30 дней сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне, а при наличии разногласий по условиям в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения контракта.
По общему правилу заключение договора не является для участников гражданских правоотношений обязательным (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 421 ГК РФ), это касается и государственного или муниципального контракта (см. п. 5 ст. 528 ГК РФ). Исключения, обязанность для какого-лица заключить договор предусматривается самим Гражданским кодексом РФ, иным законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Например, субъект естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", при наличии у него возможности произвести (реализовать) такие товары (п. 1 ст. 8 указанного Закона).
Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Если заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для одной из сторон, при отклонении протокола разногласий или истечении указанного выше срока неурегулированные разногласия не позднее 30 дней могут быть переданы другой стороной на рассмотрение суда.
Применение того же порядка к иным государственным и муниципальным контрактам, а также контрактам бюджетных учреждений законом не предусмотрено. Тем не менее, вышеприведенные нормы могут быть применены к иным контрактам по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ), если порядок заключения таких контрактов не урегулирован другими специальными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах