Конкурсы по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона N 44-ФЗ конкурс - это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Из ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ видно, что под "конкурсом" фактически понимается группа отдельных способов определения контрагента, а именно:
- открытый конкурс,
- конкурс с ограниченным участием,
- двухэтапный конкурс,
- закрытый конкурс,
- закрытый конкурс с ограниченным участием,
- закрытый двухэтапный конкурс.
Разграничение между этими способами двояко:
- деление по критерию требований, предъявляемых к участникам и к объекту закупки, между "простым" конкурсом, конкурсом с ограниченным участием и двухэтапным конкурсом;
- деление по критерию раскрытия информации между открытыми конкурсами и закрытыми конкурсами.
При этом системный анализ норм Закона N 44-ФЗ относительно данных способов определения контрагента показывает, что для них фактически установлен единый порядок проведения с особенностями, характерными для каждого из них с учетом применения обоих вышеназванных критериев. При этом общие требования к проведению всех конкурсов установлены нормами, регулирующими проведение "простого" открытого конкурса.
Так, главным отличием конкурса с ограниченным участием является то, что к участникам закупки обязательно предъявляются как единые требования (единые для всех способов закупки), так и дополнительные требования, и его победитель определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). С вытекающими из этого поправками, конкурс с ограниченным участием проводится в том же порядке, что и "простой" открытый конкурс (ч. 3 ст. 56 Закона N 44-ФЗ).
Главным отличием двухэтапного конкурса, как показывает анализ ст. 57 Закона N 44-ФЗ, является то, что заказчик изначально не может определить точные характеристики объекта закупки, необходимого для удовлетворения его нужд, и требования к порядку его поставки или создания. Поэтому на первом этапе заказчик проводит с участниками закупки, подавшими первоначальные заявки на участие в таком конкурсе, обсуждение их предложений относительно объекта закупки, по итогам которого уточняет вышеуказанные требования и критерии оценки заявок. На втором этапе уже определяется победитель из числа участников двухэтапного конкурса, подавших окончательные заявки на участие в нем. При этом к участникам двухэтапного конкурса также могут быть предъявлены дополнительные требования, в таком случае на первом этапе также проводится предквалификационный отбор. С учетом этих особенностей двухэтапный конкурс проводится в том же порядке, что и "простой" конкурс (ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).
Главной особенностью закрытых конкурсов, определяющими и условия применения закрытых способов закупки (включая и закрытый аукцион, подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале) является то, что информация о закупаемых товарах, работах, услугах, а иногда и информация о самой закупке не подлежит разглашению, то есть доведению до неопределенного круга лиц. Поэтому если информация о проведении "простого" открытого конкурса, а также открытого конкурса с ограниченным участием и открытого двухэтапного конкурса сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации (ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 Закона N 44-ФЗ), то в отношении соответствующих закрытых конкурсов Законом N 44-ФЗ предусмотрен запрет на размещение в ЕИС конкурсной документации или даже и извещения о проведении закрытого конкурса соответственно (ч.ч. 3, 4 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Отсюда вытекает и ряд общих для всех закрытых конкурсов запретов - на использование электронных документов, на аудио- и видеозапись, на размещение информации о закупке в СМИ и т.п. (ч.ч. 17 - 19 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Во всем же остальном нормы о закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе просто ссылаются на нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие аналогичные открытые процедуры (ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 этого Закона).
Наконец, определенные особенности (регулирование формирования условий контракта, сокращенный срок проведения) установлены для повторного конкурса, проводимого в случае признания конкурса несостоявшимся и отсутствия возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации (ст. 58 Закона N 44-ФЗ).
Определение условий проведения того или иного вида конкурса, порядок проведения открытого конкурса и особенности проведения других видов конкурсов рассмотрены в отдельных материалах.
Тема
Порядок проведения отдельных процедур определения контрагентов по Закону N 44-ФЗ
См. также
Общие требования к порядку проведения конкурсов по Закону N 44-ФЗ. Открытый конкурс
Извещение о проведении конкурса, приглашение принять участие в закрытом конкурсе по Закону N 44-ФЗ
Конкурсная документация по Закону N 44-ФЗ
Заявка на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
Особенности предоставления обеспечения заявки на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
Рассмотрение и оценка заявок, подведение итогов конкурса по Закону N 44-ФЗ. Применяемые нормы
Заключение контракта по результатам конкурса по Закону N 44-ФЗ
Признание конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся, последствия такого признания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой