Общие требования к порядку проведения конкурсов по Закону N 44-ФЗ. Открытый конкурс
См. схему проведения открытого конкурса |
Системный анализ общих норм Закона N 44-ФЗ о порядке проведения конкурса позволяет выделить в нем следующие стадии:
- размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения о проведении конкурса и конкурсной документации;
- подачи и приема заявок на участие в конкурсе (далее - заявки);
- вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к заявкам в электронном виде (далее - открытие доступа к заявкам);
- рассмотрения и оценки заявок, подведения итогов конкурса;
- заключения контракта по результатам конкурса, если он не признан несостоявшимся на одном из двух предыдущих стадий.
При этом общие нормы Закона N 44-ФЗ описывают порядок проведения конкурса, который полностью применяется при проведении "простого" открытого конкурса. При проведении же конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса закрытых конкурсов ("простого", с ограниченным участием, двухэтапного), а также повторного конкурса при признании конкурса несостоявшимся названный порядок применяется с учетом особенностей, установленных для данных видов конкурсов (ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Ниже описывается именно "общий" порядок проведения конкурса, особенности проведения отдельных видов конкурсов рассматриваются в отдельных материалах.
Извещение о проведении конкурса размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты открытия доступа к заявкам (ч. 1 ст. 49 Закона N 44-ФЗ). Конкурсная документация размещается в ЕИС одновременно с извещением о проведении конкурса. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения извещения о проведении открытого конкурса не допускается (ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). Обращаем внимание, что закон говорит о размещении извещения о проведении конкурса и конкурсной документации именно не ранее 20 дней до даты открытия доступа к заявкам, то есть такое размещение может состояться и ранее.
Таким образом, при планировании закупок в форме конкурсов следует иметь в виду, что ключевой датой, от которой должны отсчитываться сроки, фактически является именно дата открытия доступа к заявкам. Правда, эта дата может измениться в случае внесения изменений в конкурсную документацию, с тем, чтобы с даты размещения в ЕИС таких изменений до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).
При проведении закрытого конкурса вместо извещения о проведении конкурса (для размещения которого установлен иной срок - 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками, ч. 3 ст. 85 Закона N 44-ФЗ) могут направляться приглашения участникам закупки участвовать в таком конкурсе, к которым предъявляются те же требования, что и к извещению (ч. 4 ст. 85 Закона N 44-ФЗ).
Период подачи и, соответственно, приема заявок в законе напрямую не указан. Однако представляется очевидным, что заявка может быть подготовлена только с учетом требований, установленных конкурсной документацией, в том числе требований к содержанию, форме и составу заявки (п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ), а ввиду запрета на предоставление конкурсной документации до размещения извещения о проведении конкурса в ЕИС, не представляется возможным ранее момента такого размещения. Согласно же ч. 10 ст. 51, ч. 3 ст. 52 Закона N 44-ФЗ подача заявки возможна до момента начала открытия доступа к заявкам. Таким образом, подача и прием заявок осуществляется с момента размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса и конкурсной документации и до момента начала открытия доступа к заявкам (см. также письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2866).
На этой стадии по письменным запросам участников закупки могут осуществляться предоставление конкурсной документации (ч. 4 ст. 50 Закона N 44-ФЗ) и разъяснение ее положений, размещаемое в ЕИС (ч.ч. 7, 8 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). Также заказчик вправе внести изменения в конкурсную документацию, при условии соблюдения вышеприведенных требований к продлению срока подачи заявок (ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).
Процедура открытия доступа к заявкам подробно регламентирована ст. 52 Закона N 44-ФЗ. По смыслу данной статьи стадия сводится к разовому акту, который должен произойти в один день (ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ). На этой стадии заявки по существу не рассматриваются, осуществляется только возврат участнику закупки 2 и более заявок, поданных этим участником без отзыва поданных ранее, и заявок на выполнение 2 и более поисковых научно-исследовательских работ, поданных одним участником закупки, если условия конкурса на выполнение таких работ предусматривают заключение нескольких контрактов на выполнение разных работ с несколькими участниками (ч.ч. 4, 5 ст. 52 Закона N 44-ФЗ). По смыслу норм Закона N 44-ФЗ на этой стадии конкурс может быть признан несостоявшимся, если после начала непосредственно процедуры открытия доступа к заявкам выясняется (с учетом описанного выше возврата заявок), что заявки фактически отсутствуют либо подана только одна заявка (ч. 13 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Срок рассмотрения и оценки заявок не может превышать 20 дней с даты открытия доступа к заявкам. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на 10 рабочих дней, при условии уведомления всех участников конкурса (ч. 1 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). Конкурсная комиссия отклоняет заявку, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, или сама заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). Поэтому на этой стадии также возможно признание конкурса несостоявшимся, если были отклонены все заявки или не была отклонена только одна заявка (ч. 6 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). Оценку заявок, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса конкурсная комиссия осуществляет на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 5 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). Результаты рассмотрения заявок или единственной заявки оформляются соответствующим протоколом, который размещается в ЕИС и направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку (ч.ч. 10-12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).
Контракт заключается, если конкурс не был признан несостоявшимся, не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола, при условии предварительного предоставления победителем конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).
Последствия признания конкурса несостоявшимся описаны в ст.ст. 55, 92 Закона N 44-ФЗ в отношении открытых и закрытых конкурсов соответственно. Они предусматривают в качестве вариантов:
- проведение повторного конкурса;
- осуществление новой закупки;
- заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которое при признании несостоявшимся открытого конкурса осуществляется в случае выявления в ходе прошедших до такого признания стадий конкурса лица, с которым может быть заключен контракт, а при признании несостоявшимся закрытого конкурса - в любом случае по выбору заказчика.
Отдельные вопросы, касающиеся порядка проведения конкурсов, рассмотрены в отдельных материалах.
При осуществлении закупки путем проведения конкурса могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, в конкурсной документации отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт (ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
При этом в силу ч. 13 ст. 51 Закона N 44-ФЗ если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка или не подано ни одной такой заявки. Полагаем, что с учетом ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, тот же принцип должен применяться и при признании конкурса несостоявшимся и на иных этапах, в случае отклонения всех заявок или всех, кроме одной.
Тема
См. также
Особенности порядка проведения конкурса с ограниченным участием по Закону N 44-ФЗ
Особенности порядка проведения двухэтапного конкурса по Закону N 44-ФЗ
Особенности порядка проведения закрытых конкурсов по Закону N 44-ФЗ
Извещение о проведении конкурса, приглашение принять участие в закрытом конкурсе по Закону N 44-ФЗ
Конкурсная документация по Закону N 44-ФЗ
Заявка на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
Особенности предоставления обеспечения заявки на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
Рассмотрение и оценка заявок, подведение итогов конкурса по Закону N 44-ФЗ. Применяемые нормы
Заключение контракта по результатам конкурса по Закону N 44-ФЗ
Признание конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся, последствия такого признания
Порядок проведения конкурса. Подборка документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на декабрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой