Содержание первоначальной и окончательной заявок на участие в двухэтапном конкурсе по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ при проведении двухэтапного конкурса применяются положения этого Закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных данной статьей. Статья 57 Закона N 44-ФЗ устанавливает только отдельные особенности содержания первоначальной заявки на участие в двухэтапном конкурсе, но не устанавливает никаких требований к содержанию окончательной заявки на участие в двухэтапном конкурсе (далее - первоначальная заявка, окончательная заявка).
Соответственно, точный состав первоначальной и окончательной заявок следует определять исходя из требований к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе и поправок, установленных по отношению к содержанию первоначальной заявки ст. 57 Закона N 44-ФЗ.
Системный анализ требований к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе показывает, что она в обязательном порядке должна содержать:
- информацию и документы об участнике конкурса, подавшем заявку, определенные п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Сюда входят:
а) документы и информация непосредственно об участнике - данные, идентифицирующие его и его органы управления или представителей, подтверждающие их полномочия, и подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии со ст. 31 Закона N 44-ФЗ,
б) документы и информация, подтверждающие соответствие участника требованиям к нему, установленным Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией:
- предложение участника конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). Под "предложением в отношении объекта закупки" по контексту норм Закона N 44-ФЗ понимается указание качественных, функциональных и экологических характеристик предлагаемых товаров, работ, услуг и предложения по условиям исполнения контракта (см. также п. 1 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616);
- документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Предоставление прочих документов (подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ); подтверждающих квалификацию подавшего заявку участника конкурса (п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ); подтверждающих добросовестность участника открытого конкурса (ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ)) требуется только в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ или конкурсной документацией.
Частью 4 ст. 57 Закона N 44-ФЗ установлены только следующие исключения по отношению к содержанию первоначальной заявки из общих требований:
- первоначальные заявки должны содержать предложения в отношении объекта закупки, только без указания предложений о цене контракта;
- предоставление обеспечения заявки на первом этапе не требуется.
Соответственно, все прочие требования к заявке на участие в открытом конкурсе применяются к первоначальной заявке в полном объеме.
Поскольку требований к окончательным заявкам ст. 57 Закона N 44-ФЗ отдельно не устанавливает, по умолчанию к ним должны применяться те же общие требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе, причем без применения исключений, установленных в отношении первоначальной заявки.
Следует учесть, что по итогам первого этапа двухэтапного конкурса заказчик вправе уточнить условия закупки, в том числе любое требование к указанным в конкурсной документации функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а также любой указанный в конкурсной документации критерий оценки заявок на участие в таком конкурсе (ч. 9 ст. 57 этого Закона). То есть именно по итогам первого этапа конкурса определяются окончательные требования заказчика к объекту закупки. В связи с этим для участника двухэтапного конкурса (далее - участник) становится возможным и необходимым окончательно определить предложения в отношении объекта закупки, в том числе сформировать предложение по цене, которые и должны указываться в окончательной заявке.
Эти же факторы могут повлиять на необходимость предоставления прочих документов, которые предоставляются только в определенных условиях, которые и могут сложиться при изменении заказчиком условий закупки и формировании участником окончательного предложения в отношении объекта закупки.
Причем закон фактически дает участнику именно в этот момент, после определения заказчиком окончательных требований к объекту закупки, определить для себя, представляет ли для него интерес участие в закупке, поскольку участие во втором этапе двухэтапного конкурса не является обязательным (ч. 13 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). Именно поэтому становится обязательным предоставление обеспечения заявки на втором этапе и, соответственно, включение документов, подтверждающих предоставление такого обеспечения, в состав окончательной заявки (ч. 12 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).
Также возникают вопросы о необходимости предоставления в составе информации и документов об участнике. Особенно это касается предоставления документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным конкурсной документацией, в ситуации, когда ввиду установления заказчиком к участникам двухэтапного конкурса дополнительных требований, предусмотренных ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, на первом этапе этого конкурса проводится предквалификационный отбор, для выявления участников закупки, которые соответствуют единым и дополнительным требованиям, установленным заказчиком в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 7 - 9 ст. 56, ч.ч. 1, 3 ст. 57 этого Закона). Представляется очевидным, что в этом случае предоставление документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным конкурсной документацией, в этой ситуации избыточно. То же можно сказать и о документах, подтверждающих правомочия органов управления участника или его представителей, если таковые не изменились с момента подачи первоначальной заявки до момента подачи окончательной заявки. Однако ст. 57 Закона N 44-ФЗ, как уже указывалось выше, никаких оговорок по указанному вопросу не содержит. Соответственно, в отсутствие иных указаний, отсутствие в составе окончательной заявки указанных документов может послужить основанием для отклонения такой заявки, поскольку закон предусматривает, что окончательные заявки рассматриваются в том же порядке, что и заявки на участие в открытом конкурсе (ч.ч. 2, 3 ст. 53, ч. 14 ст. 57 Закона N 44-ФЗ)).
Вместе с тем, можно обратить внимание, что конкурсная документация должна содержать, помимо прочего, предусмотренные ст. 51 Закона N 44-ФЗ требования к содержанию, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению (п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). И поскольку ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ предполагает учет особенностей, установленных этой статьей при проведении двухэтапного конкурса, представляется, что заказчик может установить в конкурсной документации особенности формирования состава первоначальной и окончательной заявок с учетом необходимости предоставления тех или иных документов, исходя как из общих особенностей проведения двухэтапного конкурса, так и из особенностей проведения конкретного конкурса (проведения или непроведения на первом этапе предквалификационного отбора).
Официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, разрешающих данные вопросы, нам найти не удалось.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на декабрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой