Подача и прием заявок на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
Нормы Закона N 44-ФЗ не устанавливают единых требований к определению периода подачи и к приему заявок на участие в различных видах конкурсов. Наиболее подробно описаны требования к подаче и приему заявок на участие в открытом конкурсе. Однако следует учесть, что проведение конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса осуществляется в том же порядке, с учетом особенностей, установленных для данных видов конкурсов специальными нормами (ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). Также и проведение закрытых конкурсов ("простого", с ограниченным участием, двухэтапного) осуществляется в том же порядке, что и аналогичные открытые конкурсы с учетом особенностей, вытекающих из закрытого характера таких конкурсов (ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ).
Соответственно, определение периода подачи заявок на участие в любом виде конкурса должно осуществляться исходя из одних и тех же принципов, определенных в нормах о подаче заявок на участие в открытом конкурсе, с учетом особенностей проведения каждого вида конкурса.
Начало периода подачи и, соответственно, приема заявок в законе прямо не указано. Однако представляется очевидным, что заявка может быть подготовлена только с учетом требований, установленных конкурсной документацией, в том числе требований к содержанию, форме и составу заявки (п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). А ввиду установленного ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ запрета на предоставление конкурсной документации до размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения о проведении конкурса, ранее такого размещения подготовка заявок не представляется возможной.
Соответственно, началом периода подачи заявки должна считаться дата размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса.
Это действительно для заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, первоначальных заявок на участие в двухэтапном конкурсе, когда конкурсная документация размещается в ЕИС одновременно с извещением (ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). Также это действительно и для соответствующих закрытых конкурсов, когда размещение извещения об их проведении и последующее предоставление конкурсной документации по запросам предусмотрено ч. 3 ст. 85 Закона N 44-ФЗ. В тех случаях, когда согласно ч. 4 ст. 85 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении закрытого конкурса не размещается, а заказчик направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом конкурсе лицам, которые соответствуют требованиям, описанным в этой норме, и предоставляет таким лицам конкурсную документацию по их требованиям (ч. 5 ст. 85 Закона N 44-ФЗ), период подачи заявок начинается с момента направления указанных приглашений.
Период подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном и закрытом двухэтапном конкурсах начинается с даты направления приглашений участникам этих конкурсов представить такие заявки (ч. 11 ст. 57, ч.ч. 14, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ).
Прием заявок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (при проведении открытого конкурса) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (далее - открытие доступа к заявкам) (ч. 10 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). При этом ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ указывает, что открытие доступа к заявкам осуществляется конкурсной комиссией после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. А в силу ч. 3 ст. 52 Закона N 44-ФЗ непосредственно перед открытием доступа к заявкам конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при этом, о возможности подачи или отзыва поданных заявок до конкурсов начала открытия доступа к заявкам. Это касается и окончательных заявок на участие в двухэтапном и закрытом двухэтапном конкурсах (ч. 14 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).
Следовательно, фактически день открытия доступа к заявкам одновременно является окончанием срока, последним днем подачи заявок (см. также письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2866). Причем момент начала открытия доступа к заявкам и окончание срока подачи заявок должен определяться указанием не только на день, но и на точное время в течение этого дня (п. 6 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ).
Дата и время открытия доступа к заявкам, и, соответственно, срок подачи заявок определяется извещением о проведении конкурса или приглашением принять участие в закрытом конкурсе (п. 6 ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 85 Закона N 44-ФЗ), указывается в конкурсной документации (ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ) и составляет не менее:
- для подачи заявок на участие в открытых конкурсах - 20 дней (ч. 1 ст. 49, ч. 14 ст. 57 Закона N 44-ФЗ);
- для подачи заявок на участие в закрытом конкурсе, извещение о проведении которого размещается в ЕИС, - 30 дней (ч. 3 ст. 85 Закона N 44-ФЗ);
- для подачи заявок, первоначальных заявок на участие в закрытом конкурсе, участникам которого направляются приглашения, - 20 дней (ч. 4 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Последний срок может быть сокращен при наличии согласия в письменной форме на это всех участников такого конкурса, которым были направлены приглашения принять участие в нем (ч. 5 ст. 85 Закона N 44-ФЗ).
Во всех прочих случаях сокращение сроков подачи заявок влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 8 ст. 7.30 КоАП.
Каждый конверт с заявкой, каждая поданная в форме электронного документа заявка, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются заказчиком, специализированной организацией. Отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются (ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик, специализированная организация обеспечивают сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок и обеспечивают рассмотрение содержания заявок только после открытия доступа к заявкам в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявками, в том числе поданных в форме электронных документов заявок, не вправе допускать повреждение этих конвертов, осуществлять открытие доступа к таким заявкам до момента начала соответствующей процедуры в соответствии с Законом N 44-ФЗ (ч. 11 ст. 51 этого Закона).
Конверт с заявкой, поступивший после истечения срока подачи заявок, не вскрывается и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается заказчиком, специализированной организацией в порядке, установленном конкурсной документацией. Открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов после истечения срока подачи заявок, не осуществляется (ч. 12 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Тема
Заявка на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
См. также
Общие требования к порядку проведения конкурсов по Закону N 44-ФЗ. Открытый конкурс
Особенности порядка проведения конкурса с ограниченным участием по Закону N 44-ФЗ
Особенности порядка проведения двухэтапного конкурса по Закону N 44-ФЗ
Особенности порядка проведения закрытых конкурсов по Закону N 44-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой