Особенности предоставления обеспечения заявки на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе. Это требование должно применяться и при подаче заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе и в закрытых конкурсах (далее совместно - заявка), поскольку все они проводятся в том же порядке, что и открытый конкурс с учетом особенностей, установленных для этих видов конкурсов (ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ), а в этой части никаких особенностей не установлено.
Документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки, конкретизированы в п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Участнику предлагается представить один из 3 указанных документов:
- платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки;
- копию такого платежного поручения;
- банковскую гарантию соответствующую требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ.
Если такие документы не представлены или не соответствуют требованиям, установленным законодательством, заявка должна быть отклонена на основании ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ.
При подаче заявки, обеспечиваемой банковской гарантией, следует иметь в виду, что само по себе представление банковской гарантии, соответствующей установленным законодательством требованиям, является и собственно предоставлением обеспечения. Требования к банковской гарантии описаны в отдельном материале.
В отношении же платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки, или его копии на практике возникает ряд вопросов. Такие вопросы связаны с тем, что, во-первых, при рассмотрении представленного документа должны быть учтены требования к его форме, установленные как специальными нормативными правовыми актами, так и Законом N 44-ФЗ. Во-вторых, в отличие от банковской гарантии представление платежного поручения не означает самого по себе представления обеспечения заявки.
Итак, во-первых, платежное поручение представляет собой расчетный (платежный) документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке (п. 1 ст. 863 ГК РФ, п.п. 1.12, 5.1 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" - далее Положение N 383-П). Такой документ может составляться, приниматься к исполнению и исполняться как на бумажном носителе, так и в электронном виде (п. 5.4 Положения N 383-П).
Согласно ч. 5 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, первичные и сводные учетные документы составляются на бумажных носителях или при наличии технических возможностей субъекта учета, на машинных носителях - в виде электронного документа с использованием электронной подписи (далее - электронный документ). В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью (за исключением случаев, когда законодательством установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе).
Таким образом, подлинник платежного поручения формируется в единственном экземпляре либо в электронном виде, либо на бумажном носителе. Следовательно, например, подлинником (оригиналом) платежного поручения, сформированного в электронном виде в системе "Банк-клиент", является сам электронный документ, составленный в установленном Банком России формате и подписанный квалифицированной электронной подписью. Распечатанный же экземпляр такого документа на бумажном носителе представляет собой копию оригинала документа в электронной форме.
Во-вторых, предоставление платежного поручения о перечислении денежных средств в обеспечение заявки, даже при соблюдении всех требований к форме такого предоставления, как уже говорилось выше, не тождественно самому перечислению денежных средств и, соответственно, предоставлению такого обеспечения. В этой связи следует учитывать, что согласно ч. 5 ст. 44 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Это правило не применяется при проведении электронного аукциона, но, безусловно, применяется при проведении конкурсов.
Таким образом, фактически представление платежного поручения или его копии является недостаточным подтверждением обеспечения заявки путем внесения денежных средств, необходимо также и реальное перечисление денежных средств на расчетный счет, указанный в извещении о проведении конкурса (п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ). В противном случае заявка должна быть отклонена.
На практике возможна и обратная ч. 5 ст. 44 Закона N 44-ФЗ ситуация - документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, представлены с нарушением формы, но денежные средства фактически перечислены. Законом эта ситуация не урегулирована. Формально в силу вышеприведенных норм такая заявка должна быть отклонена, хотя фактически обеспечение заявки представлено. В п. 4 письма Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-118 указано, что в описанной ситуации заявка должна быть признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, однако если обеспечение заявки фактически поступило на счет, указанный заказчиком, отклонять такую заявку нецелесообразно. Вместе с тем каких-либо норм, позволяющих не отклонять заявку в такой ситуации, в указанном письме не приведено. Между тем, признание заявки надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, в случае, если подавшему ее участнику должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в практике существует некоторая разность подходов к оценке правомерности предоставления документов, подтверждающих предоставление обеспечения заявки, после первоначальной подачи заявки, в порядке ее изменения.
В судебной практике распространен подход, в соответствии с которым участник не вправе дополнить заявку сведениями и документами, которые отсутствовали в первоначальной заявке, если с учетом отсутствия таких сведений и документов первоначальная заявка должна быть признана не отвечающей требованиям, предъявляемым Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией. Такое дополнение не является изменением заявки в контексте правил ст. 43 Закона N 44-ФЗ. В этом случае участник закупки вправе подать новую заявку, однако для соблюдения требования ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ он должен отозвать первоначальную заявку (см., например, постановление АС Поволжского округа от 20.05.2016 N Ф06-8352/16, оставленное без изменения определением ВС РФ от 13.09.2016 N 306-КГ16-10763, постановление АС Уральского округа от 16.02.2015 N Ф09-9930/14, постановление Девятого ААС от 02.03.2015 N 09АП-2016/15). Реже суды высказывают и противоположную точку зрения. Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 27.12.2016 N Ф04-6027/16 указано, что Закон N 44-ФЗ не запрещает участникам вносить изменения в свою заявку путем замены документа и/или дополнения документами до истечения срока подачи заявок.
Позиция Минэкономразвития России по данному вопросу отражена в письме от 30.12.2015 N Д28и-3858. Представители ведомства полагают, что изменения в заявку в соответствии со ст. 43 Закона N 44-ФЗ являются документами, дополняющими уже поданную заявку. Документы, поданные в составе изменений в заявку, являются частью заявки. При этом необходимость подавать повторно полный комплект документов при внесении изменений в заявку в соответствии с требованиями документации о закупке отсутствует.
ФАС России по данному вопросу разъяснений не давал. В приведенной выше судебной практике можно увидеть различные мнения представителей региональных УФАСов. В постановлениях АС Поволжского округа от 20.05.2016 N Ф06-8352/16, АС Западно-Сибирского округа от 27.12.2016 N Ф04-6027/16 представители антимонопольного органа по вопросу дополнения заявки документами, которые не содержались в первоначальной заявке, придерживаются такой же позиции, как и специалисты Минэкономразвития России. В постановлении АС Уральского округа от 16.02.2015 N Ф09-9930/14 специалисты антимонопольного органа занимают противоположную позицию.
Тема
См. также
Обеспечение заявок на участие в конкурсе. Подборка документов
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой