Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ, открытие доступа к заявкам в электронной форме. Проведение процедуры
Статья 52 Закона N 44-ФЗ устанавливает единые правила вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, первоначальных и окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе и открытия доступа к таким заявкам, поданным в электронной форме (далее также - заявки, открытие доступа к заявкам). При вскрытии конвертов с заявками на участие в закрытых конкурсах применяются те же правила с учетом предусмотренных законом особенностей.
Согласно ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ открытие доступа к заявкам осуществляется публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Данная процедура осуществляется в один день. Как следует из ч. 3 ст. 52 Закона N 44-ФЗ при проведении конкурса по нескольким лотам открытие доступа к заявкам, поданным в отношении каждого лота, осуществляется отдельно.
Часть 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ дополнительно подчеркивает, что открытие доступа к заявкам осуществляется конкурсной комиссией после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Согласно ч. 10 ст. 51 Закона N 44-ФЗ прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. А в силу ч. 3 ст. 52 Закона N 44-ФЗ непосредственно перед открытием доступа к заявкам конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при этом, о возможности подачи или отзыва поданных заявок до начала открытия доступа к заявкам. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи 2 и более заявок одним участником конкурса. Также согласно ч. 4 ст. 52 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам, если такие конверты и заявки поступили заказчику до начала соответствующей процедуры.
Таким образом, фактически день открытия доступа к заявкам одновременно является окончанием срока, последним днем подачи заявок (см. также письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2866). Причем момент начала открытия доступа к заявкам и окончание срока подачи заявок должен определяться указанием не только на день, но и на точное время в течение этого дня (п. 6 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ). Это должно учитываться заказчиком при определении такого срока.
Вскрытие конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе, о проведении которого участники закупки информируются не путем публикации извещения о проведении, а путем направления приглашений принять участие, может состояться ранее чем дата, указанная в конкурсной документации и приглашении принять участие в закрытом конкурсе, при наличии согласия в письменной форме на это всех участников такого конкурса, которым были направлены приглашения принять участие в нем (ч. 6 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Во всех прочих случаях, по вышеизложенным причинам, открытие доступа к заявкам ранее даты и времени, указанных в конкурсной документации, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 8 ст. 7.30 КоАП за сокращение сроков подачи заявок.
Публичность процедуры открытия доступа к заявкам обеспечивается ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчик обязан предоставить возможность всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при открытии доступа к заявкам. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию об открытии доступа к заявкам. Заметим, что закон фактически говорит о двух, по общему правилу равных вариантах, избираемых заказчиком. Иными словами, заказчик может предоставить только возможность присутствия участников конкурса, подавших заявки на процедуре открытия доступа к этим заявкам, на что указано и, например, в п. 1 письма Минэкономразвития России от 17.01.2014 N Д28и-23. По общему правилу, верно и обратное: заказчик может только обеспечить возможность получения информации об открытии доступа к заявкам в режиме реального времени (см. также п. 1 письма ФАС России от 17.04.2014 N АД/15078/14). Способов предоставления указанной возможности закон не раскрывает, исходя из практических соображений, это может быть сделано, например, путем организации онлайн-трансляции в сети Интернет.
Однако вариант с предоставлением информации об открытии доступа к заявкам в режиме реального времени невозможен при проведении закрытых конкурсов в силу запрета на использование электронных средств связи, следующего из ч. 18 ч. 85 Закона N 44-ФЗ.
В то же время, следует учесть, что заявки на участие в конкурсе могут быть поданы только при ознакомлении с конкурсной документацией (см. ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ), а при проведении закрытых конкурсов такая документация предоставляется только участникам закупки, соответствующим требованиям, предусмотренным законом, в том числе, при необходимости, имеющим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (ч.ч. 3, 4 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Поэтому, полагаем, требования ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ распространяются на заказчика при проведении закрытого конкурса в части обязанности обеспечения возможности участникам закупки, подавшим заявки на участие в таком конкурсе, присутствовать при открытии доступа к заявкам. К сожалению, официальных комментариев и материалов правоприменительной практики, разрешающих данный вопрос нам найти не удалось.
Кроме того, при проведении открытых конкурсов в силу ч. 8 ст. 52 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи открытия доступа к заявкам, а участник конкурса, присутствующий при этом, вправе осуществлять аудио- и видеозапись этой процедуры. В отношении закрытых конкурсов это прямо запрещено ч. 19 ст. 85 Закона N 44-ФЗ.
Информация о месте, дате и времени открытия доступа к заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника конкурса, доступ к заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке и являющиеся критерием оценки заявок, объявляются при открытии доступа к такой заявке и вносятся соответственно в протокол (ч. 6 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
В случае установления факта подачи одним участником конкурса 2 и более заявок в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки не отозваны, все такие заявки этого участника, не рассматриваются и возвращаются этому участнику. То же касается заявок, поданных одновременно в отношении 2 и более поисковых научно-исследовательских работ, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение 2 и более таких работ с несколькими участниками конкурса (ч.ч. 4, 5 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ не содержит норм, определяющих действия заказчика в случае, если при проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе один из конвертов с заявкой участника оказался вскрытым или поврежденным. По мнению представителей Минэкономразвития России, изложенному в письме от 04.05.2016 N Д28и-1189, заказчик должен огласить всю необходимую информацию, указанную в такой заявке, а также информацию о том, что конверт заявки вскрыт или поврежден. Указанная информация вносится в протокол. Специалисты ведомства также указывают, что поскольку в силу ч. 11 ст. 51 Закона N 44-ФЗ обеспечение сохранности конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок являются обязанностью заказчика, участник в такой ситуации вправе подать жалобу в соответствии с положениями ст. 105 Закона N 44-ФЗ.
Рассмотрения заявок на предмет их соответствия требованиям, установленным законом и конкурсной документацией, при открытии доступа к этим заявкам Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
Если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе, то есть на момент начала процедуры открытия доступа к заявкам, указанный в конкурсной документации, подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в вышеуказанный протокол вносится информация о признании конкурса несостоявшимся (ч. 6 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
Требования к протоколу, составляемому по итогам процедуры открытия доступа к заявкам, рассмотрены в отдельном материале.
Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе хранится заказчиком не менее чем 3 года (ч. 15 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).
Тема
См. также
Общие требования к порядку проведения конкурсов по Закону N 44-ФЗ. Открытый конкурс
Особенности порядка проведения конкурса с ограниченным участием по Закону N 44-ФЗ
Особенности порядка проведения двухэтапного конкурса по Закону N 44-ФЗ
Особенности порядка проведения закрытых конкурсов по Закону N 44-ФЗ
Признание конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся, последствия такого признания
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой