Рассмотрение и оценка заявок, подведение итогов конкурса по Закону N 44-ФЗ. Проведение процедуры
Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее - заявки) согласно ч. 1 ст. 53 Закона N 44-ФЗ не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам. Заказчик вправе продлить указанный срок только при проведении конкурса на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на 10 рабочих дней. Иных случаев изменения даты рассмотрения и оценки заявок Законом N 44-ФЗ не установлено (см. также письмо Минэкономразвития России от 11.02.2015 N Д28и-180). При этом в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки, а также размещает указанное уведомление в единой информационной системе (далее - ЕИС).
Из указания ч. 5 ст. 53 Закона N 44-ФЗ следует, что оцениваются только заявки, которые не были отклонены. Следовательно, их рассмотрение на предмет их соответствия, а также соответствия подавшего их участника требованиям, установленным Законом N 44-ФЗ и в соответствии с ним конкурсной документацией, должно предшествовать их оценке. Однако закон не выделяет отдельной стадии для рассмотрения заявок, за исключением предквалификационного отбора при проведении конкурса с ограниченным участием и, в некоторых случаях, двухэтапного конкурса (ч.ч. 4, 7, 8 ст. 56, ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, конкурсная комиссия вправе сперва рассматривать, а затем оценивать каждую заявку отдельно.
Заявка признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации (ч. 2 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, если участник конкурса, подавший заявку, не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, или сама заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурсная комиссия отклоняет заявку (ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).
Соответствие самих заявок конкурсной документации, как представляется очевидным, проверяется исходя из описания требований к объекту закупки в конкурсной документации и предложений относительно объекта закупки, содержащихся в заявке. Подробнее вопрос о соотношении таких требований и предложений рассмотрен в отдельных материалах.
Часть 3.1 ст. 53 Закона N 44-ФЗ отдельно указывает, что конкурсная комиссия обязана отстранить участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, то есть вплоть до заключения контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, то есть сведений о самом участнике, его возможности заключить контракт или о предлагаемом им товаре, работе, услуге, содержащихся в заявке.
Также обращаем внимание, что при рассмотрении заявок проверяется наличие документов, подтверждающих обеспечение таких заявок, прилагаемых к заявке согласно п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Если по результатам рассмотрения заявок конкурсная комиссия отклонила все заявки или только одна заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся (ч. 6 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).
Оценку надлежащих заявок для выявления победителя конкурса конкурсная комиссия осуществляет на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 5 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). Оценка заявок проводится в соответствии с требованиями ст. 32 Закона N 44-ФЗ и Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных на основании ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085. Разъяснения относительно установления и применения нестоимостных критериев оценки даны в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 11.12.2014 NN 31047-ЕЕ/Д28и, АЦ/50997/14 (подробнее эти вопросы рассмотрены в отдельных материалах). Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в конкурсе, не предусмотренного законом, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ. На основании результатов оценки заявок конкурсная комиссия присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается той, которая поступила ранее других, содержащих такие же условия (ч. 7 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). По мнению представителей Минэкономразвития России, высказанному ими в письме от 30.12.2015 N Д28и-3858, в случае, если в заявки вносились изменения, в целях присвоения порядковых номеров заявкам, содержащим одинаковые условия, следует исходить из того, что датой подачи заявки на участие в конкурсе считается дата подачи последних изменений в заявку. Полагаем, данную точку зрения справедливой, поскольку иной подход создавал бы необоснованные преимущества недобросовестным участникам, которые могли бы подать "недоработанные" заявки, а затем изменять условия, улучшая свое предложение.
Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которого присвоен первый номер (ч. 8 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). Если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты с несколькими участниками конкурса в случаях, указанных в ч. 10 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в том числе на выполнение поисковых научно-исследовательских работ, конкурсная комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам, содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок, которым присвоен первый номер, не должно превышать количество таких контрактов, указанное в конкурсной документации (ч. 9 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе конкурса, с нарушением требований закона влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ.
Результаты рассмотрения и оценки заявок согласно ч.ч. 4, 10 ст. 53 Закона N 44-ФЗ фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В том случае, если конкурсной комиссией были отклонены все заявки, кроме одной, составляется протокол рассмотрения единственной заявки (ч. 11 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).
При проведении открытых конкурсов протокол рассмотрения и оценки заявок или протокол рассмотрения единственной заявки размещаются заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов. Один экземпляр каждого из этих протоколов направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку, с приложением проекта контракта (ч. 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе составляется в 2 экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем (ч. 9 ст. 85 Закона N 44-ФЗ).
Требования к такому протоколу рассматриваются в отдельном материале.
Любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку, после размещения в ЕИС соответствующего протокола вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса. В течение 2 рабочих дней с даты поступления этого запроса заказчик обязан представить участнику соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа (ч. 13 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что эти требования действуют и при проведении закрытых конкурсов, с поправками, вытекающими из особенностей их проведения, поскольку правилами об их проведении не установлено иного. Иными словами, при проведении закрытых конкурсов право на получение разъяснений у участников возникает не после размещения протоколов в ЕИС, а после получения копии протокола, направленной заказчиком (ч. 9 ст. 85 Закона N 44-ФЗ).
Любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку, вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ (ч. 14 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).
Протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, заявки на участие в конкурсе хранятся заказчиком не менее чем 3 года (ч. 15 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).
Тема
Рассмотрение и оценка заявок, подведение итогов конкурса по Закону N 44-ФЗ. Применяемые нормы
См. также
Протоколы рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
Особенности порядка проведения конкурса с ограниченным участием по Закону N 44-ФЗ
Особенности порядка проведения двухэтапного конкурса по Закону N 44-ФЗ
Требования к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
Особенности предоставления обеспечения заявки на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
Оценка заявок на участие в закупке по Закону N 44-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой