Соотношение дополнительных требований к участникам конкурса по Закону N 44-ФЗ и критерия оценки квалификации участника конкурса при оценке заявок
При проведении двухэтапного конкурса к участникам закупки могут быть предъявлены, а при проведении конкурса с ограниченным участием - обязательно предъявляются дополнительные требования, предусмотренные ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 этого Закона) и устанавливаемые на основании этой нормы Правительством РФ (в настоящее время действует перечень дополнительных требования, содержащийся в Приложении N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99). То же касается и соответствующих закрытых конкурсов (ч.ч. 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Такие требования должны быть указаны в извещении о проведении соответствующего конкурса и конкурсной документации (ч. 5 ст. 31, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).
При этом необходимо учитывать следующее.
С одной стороны, соответствие этим требованиям, проверяемое в ходе предквалификационного отбора проводимого до рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием или в рамках первого этапа двухэтапного конкурса, является условием допуска участника закупки к участию в таком конкурсе (ч.ч. 1, 7 - 9 ст. 56, ч.ч. 1, 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). В число таких дополнительных требований входят и требования к наличию:
- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (п. 4 ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
С другой стороны, квалификация участников закупки, включающая наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ является критерием оценки заявок.
Разрешение данной коллизии предлагается в разъяснениях по п. 14 письма Минэкономразвития России от 04.08.2014 N Д28и-1590, согласно которым Правительство РФ устанавливает по сути минимально необходимые требования к участникам. Таким образом, заказчик вправе устанавливать нестоимостные критерии оценки заявок участников, позволяющие оценить улучшенные по сравнению с минимально установленными обязательными требованиями характеристики участников.
Иными словами, если дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ, предусмотрено требование о наличии опыта исполнения контрактов на выполнение работ, оказание услуг, аналогичных тем, на выполнение, оказание которых проводится конкурс, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке, то наличие опыта именно в течение 3 лет является условием для допуска участника закупки к участию в конкурсе. В случае выявления отсутствия у участника такого опыта конкурсная комиссия отклоняет заявку на основании ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ (или отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения на основании ч. 3.1 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). Наличие же необходимого опыта выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг большей продолжительности может использоваться в качестве критерия оценки заявок участников, обладающих таким опытом.
Если же, например, дополнительным требованием, установленным Правительством РФ, является именно наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта, то сам факт наличия указанных работников является условием допуска к участию в конкурсе, при проведении которого устанавливаются такие требования, а количество таких работников может использоваться в качестве критерия оценки заявок участников (по вопросу оценки данного критерия см. также письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2922).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой