Признание конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся, последствия такого признания
Анализ норм Закона N 44-ФЗ показывает, что конкурс считается состоявшимся, если имеются не менее 2 заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием или окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе, которые одновременно:
- соответствуют требованиям к заявкам, установленным этим Законом и конкурсной документацией,
- поданы участниками закупки, которые соответствуют требованиям к участникам, установленным Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией.
(Далее такие заявки, окончательные заявки именуются "надлежащие заявки").
Такой вывод следует как из отдельных норм, описывающих случаи признания конкурсов несостоявшимися, так и из ст. 55 Закона N 44-ФЗ, описывающей последствия такого признания в отношении открытых конкурсов.
Такие последствия делятся на две категории в зависимости от наличия или отсутствия хотя бы одной надлежащей заявки, а именно:
1) при наличии одной надлежащей заявки контракт обязательно заключается с подавшим ее участником как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 1, 7 ст. 55 этого Закона);
2) при отсутствии надлежащей заявки заказчик проводит повторный конкурс, новый двухэтапный конкурс или новую закупку (ч.ч. 2, 6 ст. 55 Закона N 44-ФЗ). Повторный конкурс проводится с особенностями, предусмотренными ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ.
Более подробно последствия признания открытых конкурсов несостоявшимися в указанных случаях рассмотрены в отдельных материалах.
Отметим, что законом прямо предусмотрено признание двухэтапного конкурса не состоявшимся на первом этапе только для случая, когда по результатам предквалификационного отбора, проведенного на первом этапе, ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим таким требованиям (ч. 10 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). В данном случае согласно ч. 5 ст. 55 Закона N 44-ФЗ заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.
Вопрос с признанием двухэтапного конкурса несостоявшимся на первом этапе в случае подачи только одной первоначальной заявки или отсутствием первоначальных заявок вовсе законом не урегулирован. По нашему мнению, в обоих данных случаях двухэтапный конкурс, безусловно, должен быть признан несостоявшимся, исходя из вышеописанного общего принципа.
В отношении закрытых конкурсов отдельных оснований для признания их несостоявшимися законом не предусмотрено. При этом нормы о закрытых конкурсах в части регулирования порядка их проведения, помимо установления отдельных особенностей, просто ссылаются на нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие аналогичные открытые процедуры (ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, они и признаются несостоявшимися в тех же случаях - при подаче только одной надлежащей заявки на участие в таких конкурсах или отсутствии надлежащих заявок вовсе (см. также письмо Минэкономразвития России от 29.01.2015 N Д28и-198). Представляется очевидным, что и особенности признания закрытого конкурса с ограниченным участием несостоявшимся при проведении предварительного отбора и признание несостоявшимся закрытого двухэтапного конкурса являются теми же, что и при аналогичных открытых конкурсах.
Вместе с тем ст. 92 Закона N 44-ФЗ установлены специальные последствия признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, то есть путем проведения какого-либо закрытого конкурса или закрытого аукциона. В соответствии с указанной нормой в этом случае заказчик вправе внести изменения в документацию о закупке и либо
- объявить о проведении нового определения поставщика (подрядчика, исполнителя) либо
- по согласованию с уполномоченным Правительством РФ на осуществление данной функции федеральным органом исполнительной власти осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Проведение повторного закрытого конкурса законом не предусмотрено.
Таким образом, возможность закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при признании несостоявшимся какого-либо закрытого конкурса не ставится в зависимость от наличия хотя бы одной надлежащей заявки. В этих случаях такая закупка осуществляется по выбору заказчика.
Заметим, что хотя закон не устанавливает обязанности заказчика в случае признания закрытого конкурса несостоявшимся вследствие подачи только одной надлежащей заявки заключить контракт именно с участником, подавшим такую заявку, такая обязанность следует из п. 2, пп. 1 п. 4 Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным на основании п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой