Заключение контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ вследствие признания несостоявшимся открытого конкурса при наличии одной надлежащей заявки
Анализ норм Закона N 44-ФЗ показывает, что конкурс считается состоявшимся, если имеются не менее 2 заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием или окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе, которые одновременно:
- соответствуют требованиям к заявкам, установленным этим Законом и конкурсной документацией,
- поданы участниками закупки, которые соответствуют требованиям к участникам, установленным Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией.
(Далее такие заявки, окончательные заявки именуются "надлежащие заявки".)
При признании конкурса несостоявшимся в силу наличия только 1 надлежащей заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, окончательной заявки на участие в двухэтапном конкурсе контракт заключается с участником закупки, подавшим такую заявку, как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - контрагент) на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Сюда относятся следующие случаи признания конкурса несостоявшимся:
- в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только 1 надлежащая заявка (ч. 13 ст. 51, п. 1 ч. 1 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);
- в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только 1 заявка признана надлежащей (ч. 6 ст. 53, п. 2 ч. 1 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);
- в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора только 1 участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям, дополнительным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ, конкурсной документации (ч. 9 ст. 56, п. 3 ч. 1 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);
- в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только 1 такая заявка и она признана надлежащей или по результатам рассмотрения окончательных заявок только 1 из них признана надлежащей (ч. 15 ст. 57, ч. 7 ст. 55 Закона N 44-ФЗ).
Исходя из описанного общего принципа, ввиду отсутствия иных указаний Закона N 44-ФЗ и с учетом ч. 4 ст. 55 Закона N 44-ФЗ, те же последствия наступают в случае признания несостоявшимся повторного конкурса при наличии 1 надлежащей заявки на участие в нем.
Из приведенных норм можно сделать вывод, что поскольку процедура конкурса окончена признанием его несостоявшимся, заключение контракта с единственным контрагентом в вышеописанных ситуациях является уже новой процедурой закупки.
По смыслу приведенных норм заключение контракта в описанных ситуациях с участником закупки, подавшим единственную надлежащую заявку, является для заказчика обязательным (см. также письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2923, от 12.01.2015 N Д28и-8, от 28.01.2015 N Д28и-141). С учетом требования ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ о включении сведений о единственном участнике закупки, с которым заключается контракт на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и который уклонился от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контракта в этих случаях является обязательным и для указанного участника закупки.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт должен быть заключен с единственным контрагентом на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки.
Следует заметить, что рассматриваемая закупка должна быть предусмотрена в плане-графике в соответствии с ч.ч. 1, 3, 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, п. 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных на основании ч. 4 ст. 21 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 (далее - Правила), п. 6 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных на основании ч. 5 ст. 21 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее - Требования). В данном случае необходимо внести изменения в план-график не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта (п.п. 8, 9 Правил, п.п. 10, 11 Требований). Размещения извещения о закупке, формирования отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, включения в контракт расчета и обоснования цены не требуется (ч.ч. 2 - 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Заключение контракта с единственным контрагентом на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в силу указаний самого этого пункта не требует какого-либо дополнительного согласования в случае признания несостоявшимся конкурса, проводимого автономным учреждением или иным юридическим лицом на основании ч. 4 или ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ соответственно.
При признании несостоявшимся конкурса заказчиками, руководствующимися по общему правилу Законом N 44-ФЗ, заключение контракта с единственным контрагентом на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ осуществляется по согласованию:
- при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд - с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
- при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ - с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
- при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд с органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение 10 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании конкурса несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем 10 рабочих дней с даты поступления указанного обращения.
Порядок согласования заключения контракта с единственным контрагентом в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на основании самого этого пункта утвержден приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189. Подробнее о согласовании заключения контракта в данном случае рассказывается в отдельном материале.
Вопрос о действиях заказчика в случае получения отказа контрольного органа в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом законом не урегулирован. По мнению Минэкономразвития России, отраженному в письме от 05.02.2015 N Д28и-193, в этом случае заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ или новую закупку в соответствии с положениями этого Закона.
Контракт с единственным контрагентом на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при признании конкурса несостоявшимся в силу указаний этого пункта заключается в следующие сроки:
- при признании несостоявшимся конкурса, проводимого автономным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием или иным юридическим лицом на основании ч. 4 или ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ соответственно, - в срок не более чем 20 дней с даты размещения в ЕИС соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании конкурса несостоявшимся;
- при признании несостоявшимся конкурса, проводимого заказчиком, руководствующимся Законом N 44-ФЗ по общему правилу, в срок не более чем 20 дней с даты получения этим заказчиком согласования на заключение контракта от соответствующего органа.
Законом прямо не урегулирован вопрос о разногласиях, возникающих при заключении контракта в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Заключение контракта по итогам конкурса детально регламентировано нормами Закона N 44-ФЗ, которые не предусматривают возможности представления протокола разногласий (см. также соответствующий материал). Однако заключение контракта в соответствии п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ осуществляется, как было указано выше, уже в рамках отдельной процедуры закупки, которая непосредственно подписание контракта не регламентирует. Теоретически это допускает возможность направления протокола разногласий. Вместе с тем п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ указывает, что контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта. Учитывая это, полагаем, что подрядчик может направить протокол разногласий заказчику только в том случае, если положения проекта контракта не соответствуют извещению о проведении открытого конкурса, конкурсной документации либо заявке на участие в открытом конкурсе (по аналогии с ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).
Темы
Признание конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся, последствия такого признания
См. также
Заключение контракта по результатам конкурса по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июль 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой