Заключение контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ вследствие признания закрытого конкурса или закрытого аукциона несостоявшимся
Анализ норм Закона N 44-ФЗ показывает, что конкурс считается состоявшимся, если имеются не менее 2 заявок на участие в конкурсе, конкурсе с ограниченным участием или окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе (далее - заявки), которые одновременно:
- соответствуют требованиям к заявкам, установленным этим Законом и конкурсной документацией,
- поданы участниками закупки, которые соответствуют требованиям к участникам, установленным Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией.
(Далее такие заявки, окончательные заявки именуются "надлежащие заявки").
Нормы о закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе (далее - закрытый конкурс, закрытые конкурсы) в части регулирования порядка их проведения, помимо установления отдельных особенностей, просто ссылаются на нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие аналогичные открытые процедуры (ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, закрытые конкурсы и признаются несостоявшимися в тех же случаях - при подаче только 1 надлежащей заявки на участие в соответствующем конкурсе или отсутствии надлежащих заявок вовсе (см. также письмо Минэкономразвития России от 29.01.2015 N Д28и-198).
Закрытый аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях:
- если по окончании срока подачи заявок на участие в закрытом аукционе подана только 1 надлежащая заявка или не подано ни 1 такой заявки (ч. 10 ст. 88 Закона N 44-ФЗ);
- если по результатам рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в закрытом аукционе всех участников закупки, подавших заявки, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку, участником закрытого аукциона (ч. 8 ст. 89 Закона N 44-ФЗ);
- в случае отказа участника закрытого аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, от заключения контракта в случае уклонения от заключения контракта победителя закрытого аукциона (ч. 3 ст. 91 Закона N 44-ФЗ).
Статьей 92 Закона N 44-ФЗ установлены специальные последствия признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) закрытым способом, то есть путем проведения закрытых конкурсов или закрытого аукциона (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с указанной нормой в этом случае заказчик вправе внести изменения в документацию о закупке и выбрать один из следующих вариантов:
- объявить о проведении нового определения контрагента;
- по согласованию с уполномоченным Правительством РФ на осуществление данной функции федеральным органом исполнительной власти осуществить закупку у единственного контрагента в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Таковым органом в настоящее время является ФАС России (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728). Порядок согласования заключения контракта с единственным контрагентом в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на основании самого этого пункта утвержден приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189 (далее - Порядок)*(1), п. 2 которого также указывает, что согласование осуществляет ФАС России.
Заметим, что законом возможность закупки у единственного контрагента при признании несостоявшимся закрытого конкурса или закрытого аукциона не ставится в зависимость от наличия хотя бы 1 надлежащей заявки. Равным образом, не устанавливается ни условий выбора того или иного следствия признания закрытого конкурса или закрытого аукциона несостоявшимся, ни обязанности заказчика заключить контракт с участником закупки, подавшим единственную надлежащую заявку.
Таким образом, в указанных случаях такая закупка осуществляется по выбору заказчика, что подтверждается и текстом самого п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, указывающего, что контракт в соответствии с ним заключается при соответствующем решении заказчика.
В то же время в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт в этом случае должен быть заключен с единственным контрагентом на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки. Как видим, эта норма устанавливает требования к контракту, которые могут быть соблюдены как при наличии хотя бы 1 надлежащей заявки, содержащей предложение о цене, так и при отсутствии надлежащих заявок, когда цена согласуется не в рамках рассмотрения заявок. При этом п. 4 вышеуказанного Порядка предусматривает 2 варианта состава документов, включаемых в обращение о согласовании контракта с единственным контрагентом при признании закрытого способа закупки несостоявшимся, в зависимости от наличия или отсутствия 1 надлежащей заявки на участие в такой закупке.
Отсюда следует, что при принятии заказчиком решения о заключении контракт с единственным контрагентом ввиду признания закрытого конкурса или закрытого аукциона несостоявшимся вследствие наличия только 1 надлежащей заявки, контракт должен быть заключен именно с участником закупки, подавшим такую заявку.
Законом не регламентирован порядок выбора контрагента для заключения контракта в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случае признания закрытого конкурса или закрытого аукциона несостоявшимся ввиду полного отсутствия надлежащих заявок. Представляется очевидным, что такой выбор осуществляется заказчиком самостоятельно, исходя из необходимости соответствия контрагента требованиям, установленным ст. 31 Закона N 44-ФЗ к участникам закупки (см. также пп. "е" пп. 2 п. 4 Порядка), и принципов стимулирований инноваций и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, установленных ст.ст. 10 и 12 Закона N 44-ФЗ. При этом из пп. "ж" пп. 2 п. 4 Порядка следует, что выбор должен быть сделан и согласие контрагента на заключение контракта должно быть получено еще до направления соответствующего обращения в ФАС России.
Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом направляется в ФАС России в срок не позднее чем в течение 10 дней с даты подписания соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании закрытого конкурса или закрытого аукциона несостоявшимся (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Подробнее вопрос о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ рассмотрен в отдельном материале.
Вопрос о действиях заказчика в случае получения отказа ФАС России в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом законом не урегулирован. Полагаем, что в этом случае следует исходить из того, что для удовлетворения потребностей заказчика - если они не отпали - необходимо провести новую закупку, выбор способа проведения которой определяется исходя из общих требований Закона N 44-ФЗ. Заметим, что аналогичные разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 05.02.2015 N Д28и-193 относительно действий заказчика при получении отказа в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом при признании несостоявшимся открытого конкурса.
В случае получения согласования от ФАС России контракт с единственным контрагентом в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключается в силу указания самого этого пункта в срок не более чем 20 дней с даты получения заказчиком указанного согласования.
Следует заметить, что рассматриваемая закупка должна быть предусмотрена в плане-графике в соответствии с ч.ч. 1, 3, 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, п. 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных на основании ч. 4 ст. 21 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 (далее - Правила), п. 6 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных на основании ч. 5 ст. 21 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее - Требования). В данном случае необходимо внести изменения в план-график не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта (п.п. 8, 9 Правил, п.п. 10, 11 Требований). Размещения извещения о закупке, формирования отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, включения в контракт расчета и обоснования цены не требуется (ч.ч. 2 - 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
______________________________
*(1) В настоящее время федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок является Минфин России (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, пп. 5.2.29.5 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329). До 25.04.2017 таким органом являлось Минэкономразвития России (см. постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 446).
Темы
Признание конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся, последствия такого признания
Признание закрытого аукциона по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся, последствия такого признания
Порядок закупки по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика
См. также
Особенности порядка проведения закрытых конкурсов по Закону N 44-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой